«Уплотненка» в мегаполисах. С водой — проблемы, на очереди — энергия и тепло?

0
401

Удастся ли справиться с энергетическим кризисом в Алматы без жестких ограничений на строительство? Почему из тысяч возникающих при уплотненном строительстве проблем не делается никаких выводов? Почему не выполняются решения Президента страны? Где грань между полнейшей некомпетентностью, непрофессионализмом и коруппцией? Что ждать алматинцам и астанчанам от этого чудовищного «микса» в ближайшие месяцы? Читайте в аналитическом обзоре журналиста Евгения Косенко.

Летняя жара в очередной раз наглядно продемонстрировала уязвимость Алматы перед энергетическим кризисом (ранее полную неспособность противостать к «блэкаутам» разной степени интенсивности и охвата можно было лицезреть зимой).

Одним из наиболее популярных интернет-порталов среди продвинутых «горожан» стал сайт АО «Алатау Жарық Компаниясы», на котором можно следить за аварийными отключениями в южной столице в режиме реального времени.

Занятие это действительно увлекательное, так как пустым он не бывает практически никогда, и многочисленные красные кружочки, означающие внеплановое обесточивание, кочуют по городской карте словно светлячки в ночной мгле.

Согласно ежегодной версии некоторых чиновников городского акимата, в холода город не справлялся с обилием различных утепляющих устройств, типа домашних электрических радиаторов, а в жару виновником отключений и перепадов электроэнергии предсказуемо становятся кондиционеры.

Ну и конечно же, периодически с удовольствием рассказывается об общем износе городского энергохозяйства, модернизировать которое можно исключительно путем повышения тарифов.

В мае этого года прошло очередное совещание на тему «перспектив развития энергокомплекса мегаполиса» с участием акима Алматы Ерболата Досаева и главы ФНБ «Самрук-Казына» Нурлана Жакупова, в ходе которого были заслушаны доклады энергетиков о текущем положении дел.

Дела, надо сказать, обстоят неважно.

Согласно информации, озвученной представителями АО «Алатау жарық компаниясы», износ сетей электроснабжения города составляет 93%, трансформаторных подстанций – 65%, распределительных подстанций – 75%.

«Уплотненка» в мегаполисах. С водой — проблемы, на очереди — энергия и тепло?

Подробностей, что с этим делать конкретно, пресс-служба акимата конкретизировать не стала, ограничившись общими словами о том, что «участники совещания рассмотрели вопросы расширения инвестиционной программы, а также необходимости внедрения новой тарифной политики…»

Еще ранее, в январе нынешнего года, о растущем дефиците электроэнергии рассуждали разработчики нового Генерального плана Алматы до 2040 года, (документ был утвержден весной).

Так, по информации, оглашенной главным инженером ТОО «Тырна» Мариной Хадыевой, нынешний дефицит электроэнергии в Алматы составляет 1040 МВт.

«Выработка собственных станций в 2022 году – 708 МВт, потребление Алматинского энергоузла – 1754 МВт, в том числе города Алматы – 982 МВт. Дефицит мощности – 1040 МВт. Покрытие дефицита осуществляется по линиям 500 кВ от станций Экибастузского энергоузла. Основная проблема: недостаток собственной генерации, как следствие, не устойчивое состояние энергосистемы. Устойчивой считается энергосистема, где выработка собственных источников составляет не менее 60%» – докладывала специалист в ходе обсуждения Генплана.

Перспективы и вовсе печальные: «Ожидаемый рост нагрузки по городу на 2030 год – 2100 МВт по энергоузлу, в том числе по городу – 1260 МВТ, к 2040 году – 2600 МВт, в том числе по городу – 1560 МВт».

При этом, опять-таки по данным Марины Хадыевой, физический износ электрических сетей напряжением 6–10 кВ составляет около 60% (что, кстати, выглядит куда как более оптимистично по сравнению с теми цифрами, что были озвучены на упомянутом выше совещании в мае).

В качестве же антикризисных мер тогда были приведены расчеты планов массового строительства новых станций и подстанций, модернизации действующих объектов, комплексной реконструкции на АТЭЦ-2 и АТЭЦ-3 и тогда, глядишь, к 2040 году «будет обеспечено подключение всех объектов коммунально-бытовой и общественной нагрузки».

Ну или не будет, если хоть какой-то пункт из намеченной энергопрограммы впоследствии так и останется не реализованным.

Кстати, в настоящее время вроде как реализуется еще один (правда, менее масштабный проект) модернизации электросистемы города на 2022–2023 год.

«Уплотненка» в мегаполисах. С водой — проблемы, на очереди — энергия и тепло?

К сожалению, на портале Управления энергетики и водоснабжения Алматы об этом, наверняка интересном и познавательном документе ничего не говорится, (есть только планы модернизации наружного освещения), но зато некоторые его положения раскрыл аким Ерболат Досаев на встрече с жителями Алмалинского района города.

Полностью согласившись с мнением жителей о том, что одной из основных проблем района является нестабильное обеспечение электричеством, градоначальник объяснил эту проблему все той же изношенностью сетей (особенно в квадрате улиц Байтурсынова – Абая – Толе би – Розыбакиева), привел показательную статистику о том, что только за первую половину 2022 года было зафиксированы свыше 240 аварий на электрических сетях и пообещал до конца 2023 года реконструировать и модернизировать 13 распределительных и 195 трансформаторных подстанций, а также заменить 156 км устаревших кабельных линий с увеличением резервных мощностей до 10кВт.

«В результате, по итогам 2022 года средний износ электрических сетей района снизится с 70 до 56%. После реализации всего проекта износ сетей уменьшится до 44% за счёт обновления ещё 75 км сетей и реконструкции 3 распределительных и 145 трансформаторных подстанций района в 2023 году. Все эти меры позволят стабилизировать работу электрических сетей в Алмалинском районе», – подбодрил жителей района аким, с чем и уехал.

К сожалению, с тех пор о ходе и графике выполняемых работ ничего слышно не было (да и все те же трагические цифры износа энергосистемы, озвученные АО «Алатау жарық компаниясы» в мае этого года, немного не сопрягаются с теми приятными прогнозами об уменьшении этого износа, что давались в прошлом году).

Примерно тоже самое рассказывал Ерболат Досаев и на встрече с жителями других районов южной столицы. Иногда, даже со ссылкой на собственный горький опыт сидения без света:

«Мне тоже отключают. Я живу в квартире, и мне тоже отключают ежедневно по несколько раз. Я знаю точно, что у «Алатау Жарык Компаниясы» это проблема – состояние сетей. Эта проблема по всему городу. Средний износ сетей по городу составляет 60%. На сегодня «Алатау Жарық Компаниясы» готовит планы по модернизации, попробуем в следующем году приступить к их реализации», – обнадеживал год тому назад аким жителей Ауэзовского района. И так далее…

И здесь стоит упомянуть еще об одном любопытном нюансе. Рассказывая о проблемах энергетики города, чиновники разного уровня, как правило, тщательно обходят стороной тему прямой связи нарастающего энергокризиса с уплотненной застройкой города.

«Уплотненка» в мегаполисах. С водой — проблемы, на очереди — энергия и тепло?

Той самой «точечной» и «хаотичной», с которой вроде как неустанно боролись и борются не только все градоначальники, но и первые лица государства и которая, тем не менее, из-года в год выходила и выходит из этой борьбы победителем.

«Против лома нет приема»?

«Застройщик в Алматы решил сэкономить и протянуть электрокабель для своего ЖК от старой трансформаторной подстанции. Причем находится эта ТП во дворе старых пятиэтажек, которые и снабжает электричеством. Примечательно, что разрешение на все это дало АО «Алатау Жарык Компаниясы», а акимат только разводит руками, поскольку энергопередающая компания ему не подчиняется.

Проблема коснулась более 1000 жителей домов, расположенных в квадрате улиц Гагарина – Си Синхая – Жарокова – Байкадамова. Они против такого соседства. Уже сейчас жалуются на то, что им отключают электроэнергию на два-три часа…» – говорится в опубликованном в середине июля этого года материале газеты «Время».

Из этой же статьи становится известно, что при последующих разбирательствах одни ведомства показывали на другие, при этом аким Бостандыкского района города Санджар Алин, попытался вообще снять с чиновников любую ответственность (жителей интересовало – как акимат дает разрешение на строительство очередного «человейника» без учета состояния инфраструктуры?).

«Хочу вас заверить: акимат Алматы не является балансодержателем сетей, им является АЖК, дочерняя компания «Самрук-Энерго». Все электроснабжение Алматы находится в руках АЖК. Эта компания выдает технические условия, рассчитывает нагрузку и отвечает за свои сети…»

А при более внимательном изучении предшествующей документации выяснилось, что застройщик при подаче заявке вроде как преуменьшил запрашиваемую мощность с тем, чтобы не строить свою подстанцию, а получить возможность подключится к уже действующей.

Ситуация достаточно типичная и неоднократно описанная в десятках подобных статей из жизни города.

В некоторых случаях проблемы касаются целых микрорайонов (особенно из числа так называемых «новоприсоединенных), где сложности с обеспечением электроэнергией тянутся годами и упираются в одни и те же фразы от ответственных лиц: «Напряжениянехватает.ДлярешенияэтоговопросанамиотправленозаявлениевУправлениеэнергетики.Тамвнастоящеевремяразрабатываютпроектреконструкциисетейдляполногообеспеченияэнергоснабженияданногорайона.Вопроснаконтролегородскихвластей…»

О том, что уплотненная застройка в Алматы, помимо экологической проблемы, создала ряд других, которые могут в ближайшем будущем привести к техногенной катастрофе, ежегодно говорят специалисты.

Как в области самой энергетики, так и в сфере архитектуры и градостроительства:

«Основная проблема в том, что на это не обращают внимания власти. Даже в мелочах. Вот вам наглядный пример: прямо за бордюром арыка (Фонтан «Неделька» в Алматы по улице Байсеитовой) идет кабель. Этот шланг в изоляции, но он прямо за бордюром, другого места для него не нашлось, видимо. Я написал соответствующее письмо о том, что это нарушение норм, но на него так и не последовало ответа. Вот такое отношение к сетям. В этом и проблема… Сейчас же в руководстве сидят люди, которые сети плохо знают, и тем более не думают об опасности, которую заметил архитектор… – рассказывал в одном из своих недавних интервью республиканским СМИ заслуженный деятель Казахстана, председатель Алматинского союза архитекторов Сергей Мартемьянов, а заодно поделился некоторыми личными наблюдениями из области психологии застройщиков и городских чиновников:

«Я лично знаком с основателем, председателем правления и председателем СД «Базис-А» Александром Беловичем, который мне однажды высказал мысль: «Я – строитель, рабочий человек, инженер. Вы мне скажите: нельзя строить очень высокое здание – не будем, можно низкое – будем, нельзя черное, можно зеленое – и я буду это делать. Но когда я приду с конфетками и чаем, то мне разрешат и черное с зеленым, в 25 этажей. Что ты тогда хочешь от строителей?». Я тогда понял, что он святые вещи говорит, и, в общем-то, сейчас он вряд ли думает иначе…»

В общем, «конфетки и чай» позволяют снять многие неудобные вопросы к застройщику. Тем более, что даже законодательство в этой области с некоторых пор было изрядно либерализовано:

«В 2016 году у нас убрали госприемку жилья, государство больше не является участником процесса принятия объектов. У нас есть авторский и технический надзор. Любой застройщик может открыть какое-нибудь ТОО, написать, что оно занимается проверкой технического состояния и эксплуатации зданий, и все…

Точечная застройка – это такая история, которая нам боком выйдет при любом раскладе. Это же нагрузка на старую советскую инфраструктуру, которую изначально закладывали под другие объемы потребления. И на эту инфраструктуру сажают сейчас жилые комплексы. Мы действительно сейчас на грани техногенной катастрофы. Мы недалеко ушли от Экибастуза…» – подчеркивает в своих комментариях СМИ эксперт в области жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) Талгат Мухамедгалиев.

О том, что в городе исключат хаотичную застройку, говорилось не раз и не два. Последний раз, это активно обсуждалось во время принятия нового Генплана Алматы, на который ответственные чиновники почему-то возлагают особо большие надежды:

«Генеральным планом впервые предусмотрены красные линии и квартальная застройка разумной плотности. Это обеспечит исключение хаотичности застройки и упорядочит иерархию инфраструктурной сети, как при реновации, так и новом строительстве. В последующем при разработке планов детальной планировки данные меры помогут исключить беспорядочную застройку» – уверялназначенный на этот пост в феврале нынешнего года заместитель акима Алматы Аскар Амрин (до этого трудившийся на аналогичной должности в столице), отвечая на вопрос депутата маслихата Назерке Мундахановой.

Что ж, конечно, очень хочется в это поверить. Однако опыт предыдущих лет, к сожалению, свидетельствует о том, что даже самые благие намерения, красивые планы и четкие указания разбиваются о жестокую реальность.

Аким расскажет сказку нам…

Еще в январе 2021 года довольно уверенно заявлял о том, что точечная и хаотичная застройка Алматы прекращается, тогдашний аким Алматы Бакытжан Сагинтаев (с не меньшей уверенностью он повторил эти тезисы и почти через год, уже в декабре того же 2021 года).

Тогда же все желающие узнали, что «из центра все застройщики уже «выкурены» и вообще, отныне они будут работать исключительно по новым правилам и стандартам, исключающим всякое уплотнительное безобразие рост «человейников», нагрузку на инженерные сети, дефицит социальной инфраструктуры, угрозу зеленым насаждениям. В теории, конечно…

На практике же получилось что-то такое, что вызвало реакцию уже со стороны главы государства, который в начале 2022 года поручил вводить жилье лишь по мере готовности инженерно-коммуникационной инфраструктуры.

Правительство взяло «под козырек», в феврале того же года совещание на тему развития жилищно-коммунальной инфраструктуры провел премьер-министр Алихан Смаилов, а в августе Министерство индустрии и инфраструктурного развития проинформировало о вводимых ограничениях темпов возводимого жилья (в первую очередь это касалось столицы республики и Алматы).

«Данные города испытывают дефицит инженерной инфраструктуры, питьевой воды, тепло- и электроснабжения, отведения канализационных и ливневых стоков, сохраняется также дефицит энергоисточников, отсутствуют свободные земельные участки для размещения объектов социальной инфраструктуры» – поделилось своими наблюденьями внезапно «прозревшее» министерство.

«Инженерные системы городов не выдерживают нагрузку от новых зданий. В связи с этим, если в Алматы планировалось ввести в 2022 году 3,4 млн. кв. м жилья, то по новому предложению данный показатель не должен превысить 1,5 млн. кв. м. В Нур-Султане снижение не такое значительное – с плановых 2,3 млн. кв. м до не более 2 млн. кв. м. Ежегодный прирост в этих городах должен составлять до 10%. Данные ограничения поддержаны президентом Касым-Жомартом Токаевым. С текущего года планируется переход от «строительства квадратных метров» к формированию комфортной среды проживания за счет эффективного использования земельных ресурсов, развития улично-дорожной сети и повышения качества общественных пространств. В связи с этим проведен перерасчет на уменьшение общереспубликанского объема ввода жилья по республике. Скорректированные годовые плановые объемы ввода жилья городов Нур-Султан и Алматы и остальных регионов в целом необходимо достигнуть до конца текущего года…», – сообщалось в коммюнике, распространенном МИИР.

Попутно выявили «виновных» (таковым оказался «Старый Казахстан»), в котором с начала 2018 года все решения в области строительства жилья в Казахстане были нацелены на выполнение поручения президента Нурсултана Назарбаева к 2030 году достичь показателя обеспеченности жильем на одного человека не менее 30 квадратных метров.

Вот и строили поистине ударными темпами, особо не рассматривая вокруг себя – есть там необходимая инфраструктура и коммуникации или нет.

«Чтобы успешно выполнить эту задачу, нам необходимо создать условия для увеличения ежегодного объема ввода жилья. Предполагается, что будут максимально задействованы все рычаги, в том числе возможности частных застройщиков и банковский сектор», – заявлял в тот период времени тогдашний председатель Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства МИИР РК Мархабат Жайымбетов.

Теперь, вроде как «строительную гонку» следовало немного «укоротить».

Однако, планы-планами, решения-решениями, а реальные цифры строительства на деле, мягко говоря, оказались немного другими.

Несмотря на то, что МИИР установил плановый объем ввода жилья в Алматы в 2022 году в 1, 5 млн. кв. м, это уже было неосуществимо даже к осени того же года.

Ведь по данным Бюро нацстатистики, по итогам девяти месяцев, в Алматы уже было введено в эксплуатацию 1,51 млн кв. м жилых зданий (то есть, на 10% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года).

Дальше больше – «В Астане и Алматы продолжается бум жилищного строительства», сообщили информационные порталы страны в мае 2023 года, уточнив, что «показатель ввода жилья в январе-мая 2023 года достиг максимального значения за последние годы».

Подтверждали это и данные статистики, приводимые деловыми СМИ страны: По данным БНС АСПиР РК, с января по май в Астане ввели 1,2 млн квадратных метров жилья, в Алматы – 938,7 тыс. В первом случае рост к аналогичному периоду 2022 года составил 35% (317,5 тыс. квадратных метров), во втором – 72% (392,9 тыс. квадратных метров). Вследствие скачка показатель января-мая в столице приблизился к пиковому уровню 2017 года (1,3 млн. квадратных метров), в южном мегаполисе – достиг максимума за последние 10 лет…

Аналитики отмечают, что бум жилищного строительства происходит на фоне недавних заявлений о необходимости охлаждения рынка первичного жилья в двух крупнейших городах:

«По итогам 2023 года в Астане планировалось сдать не более 2 млн. «квадратов» (-0,4 млн. к фактическому уровню 2022 года), в Алматы – 1,5 млн. (-0,2 млн.). Однако, если ничего не изменится, то в этом году вместо спада реально следует ожидать заметный рост вводимых площадей»…

Очевидно, диспропорцию между планами на уменьшение объемов застройки и ростом этой самой застройки на практике, заметил и глава государства, после чего его выступление на проведенном 11 июля этого года совещании по вопросам развития столицы было достаточно резким и по форме и по содержанию:

«Ключевые проблемы Астаны вызваны неправильным планированием ее развития, вернее, полным отсутствием такового. Неконтролируемая форсированная застройка, погоня за большими объемами и непродуманные решения привели к дефициту жизненно важной инфраструктуры в городе.

Причиной подобного плачевного результата стали либо вопиющая некомпетентность, либо корыстные побуждения ответственных руководителей. Городские власти во главу угла должны всегда ставить интересы государства и граждан, а не потакать запросам и жажде прибыли застройщиков…

Прошлый отопительный сезон для столицы прошел с огромным дефицитом тепловых мощностей. Избежать коллапса удалось по большей части благодаря теплой зиме.

При этом местные власти продолжают содействовать возведению миллионов квадратных метров жилья, будучи, по сути, не готовы обеспечить их нормальное теплоснабжение. Развитие инженерной инфраструктуры города во многом зависит и от профессионализма должностных лиц, возглавляющих коммунальные предприятия…

Приоритетом должно быть благоустройство города, обеспечение комфортных условий для проживания людей. Вместе с тем, отдельные строительные компании ставят свои интересы выше качества жизни граждан. Из-за отсутствия системного подхода к развитию города, целостности участились случаи точечной застройки. На месте социальных объектов и общественных пространств возведены жилые комплексы….

Общеизвестно, что с учетом высоких темпов строительства в Астане на эту сферу выделяются значительные финансовые средства. Поэтому наряду с честными предпринимателями в эту сферу стремятся проникнуть и всевозможные мошенники. Ряд компаний, воспользовавшись мораторием на проверку бизнеса, ведут строительство без соответствующих разрешительных документов…

Подобная преступная халатность и безответственность со стороны чиновников могут нанести ущерб национальной безопасности. Во всех сферах, в том числе и в строительстве должны соблюдаться закон и порядок. В целях недопущения незаконного строительства я поручал усилить контроль и навести порядок в данной отрасли…» – подчеркнул Президент Касым-Жомарт Токаев.

Столичные чиновники гневное выступление выслушали и пообещали все замечания учесть, а недостатки безусловно устранить (тем более, что и сроки были обозначены главой государства весьма недвусмысленно).

В свою очередь, алматинцам остается мечтать, чтобы аналогичное совещание было проведено и в южной столице, которая продолжает бить рекорды по строительству и введению в строй тех же новых ЖК практически во всех районах города.

Как уже говорилось выше, запрет на точечную застройку в Алматы вроде как действовал и при ряде прошлых акимов (особенно, на самом раннем этапе их деятельности).

Например, осенью 2019 года тогдашний аким Бакытжан Сагинтаев (назначенный на эту должность летом того же года) сообщил, что во исполнение поручения президента никакой «точечной» застройки в городе (особенно в центральной части) больше не будет:

«Касательно строительства. Не хочу давать никакой оценки предшественникам…Но сейчас для точечного строительства не даем никаких разрешений, и все те участки, которые находятся в центральной части города, они все находятся под запретом…»

Категорически запретил «точечную застройку» и аким Ерболат Досаев, буквально на второй день своего пребывания в должности:

«В соответствии с поручением президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева от 29 октября 2019 года, действует запрет на точечную застройку участков в городе. Однако выявлены случаи нарушения действующего законодательства и поручения главы государства. В связи с этим Ерболат Досаев принял решение приостановить все виды работ на этих объектах (19 участков), до выяснения всех обстоятельств» – говорилось в сообщении пресс-службы акимата Алматы.

Строительство, впрочем, продолжалось то в одной «точке», то в другой, куда периодически выезжали комиссии, удивлялись и выясняли, что у застройщиков либо вообще нет разрешений, либо они были выданы раньше («при предыдущих акимах») и теперь, возможно их предстоит долго и нудно оспаривать в суде.

Заодно, акимат стал публиковать списки ЖК, «не имеющих необходимого пакета разрешительных документов на строительство, а потому не рекомендуемых для покупки квартир»…

В июне 2021 года тогдашний глава Управления городского планирования и урабанистики и бывший главный архитектор Алматы Алмасхан Ахметжанов (в июле этого года он был задержан по подозрению в ряде коррупционных правонарушений, в том числе и за незаконное согласование строительства трех многоквартирных комплексов) торжественно сообщил о вступлении в силу новых правил формирования архитектурного облика и градостроительного планирования города, согласно которым, ни один объект отныне не должен был строится без согласия населения и без учета нагрузки на все инженерные коммуникации.

На практике, данные нормы работали, мягко говоря, слабо.

В июне 2022 года Ерболат Досаев предложил ограничить высотность жилых зданий на территории южнее проспекта Абая и севернее проспекта Аль-Фараби, путем установления регламента переменной этажности до девяти этажей.

При этом, тогдашний заместитель акима Алматы Мухит Азирбаев (освобожденный от этой должности в сентябре 2022 года) заявил, что действующий регламент все-таки позволяет возводить жилые здания на указанной территории в 12 этажей и более.

«В целях снижения плотности строительство нового жилья в вышеназванном квадрате улиц должно быть не ниже третьего класса комфортности и дополнительной нормой допускается строительство зданий выше девяти этажей при комплексном строительстве так называемом mix use, когда вместе с административными зданиями проектом предусматривается строительство жилья. В этом случае общий объем жилья не должен превышать 30% от общей площади проекта» – рассказал сложную схему заместитель акима (в этом деле, он безусловно разбирался, так как после ухода с государственной службы в декабре того же 2022 года возглавил Союз строительной отрасли Казахстана).

В общем, получалось, что если очень хочется, то можно найти возможность «подогнать» проект под любое соответствие…

Примерно такого же мнения придерживаются и многие общественники (в том числе и люди с профильным архитектурным образованием), которые достаточно критично оценивают утвержденный в мае этого года новый Генеральный план развития Алматы:

«Складывается такое впечатление, что этот так называемый генплан создали для того, чтобы узаконить все проекты детальной планировки (ПДП), которые были выданы под незаконные застройки в городе, тем более принятые с нарушением установленного законом порядка и изготовлены под точечную застройку без должного учета расчетной плотности населения, обеспеченности социальными объектами, реальных ресурсов и состояния инженерных и транспортных магистральных сетей, исключительно, в интересах строительных компаний» – говоритсяв совместном заявлении по этому поводу.

Ну а городские власти тем временем продолжают «точечное» решение энергетических проблем путем ввода новых подстанций.

Здесь можно немного вспомнить историю и обнаружить, что еще в 2018 году тогдашний председатель правления ФНБ «Самрук-Казына» Ахметжан Есимов (работавший на должности акима Алматы в период с 2008 по 2015 годы)торжественно объявил о том, что в Алматы полностью решен вопрос с электроснабжением путем ввода 33-й по счету подстанции:

«Мы начали очень большую работу по устойчивому электроснабжению Алматы. Программа по устойчивому электроснабжению города началась 10 лет назад. Стоимость масштабного проекта составила 20 млрд. тенге. Сегодня бы вводим в строй 33-ю городскую подстанция «Турксиб», которая должна обеспечить трансформаторную мощность на 30 МВА.

Десять лет назад регулярно происходили временные и аварийные отключения, наблюдалось неустойчивое электроснабжение, что мешало развитию города и бизнеса, влияло на социальное самочувствие.

Представьте: сейчас идет ЧМ мира по футболу и во время интересного матча отключается свет. Какое будет социальное самочувствие? Этот город является центром малого и среднего бизнеса, самые большие доходы в госбюджет дает именно Алматы. Поскольку это финансовый и экономический центр страны и без обеспечения электричеством, развития не будет. Поэтому этому вопросу уделялось большое внимание.

Сегодня с вводом в эксплуатацию этой подстанции, мы этот вопрос полностью решили. Планируется, что с вводом 33-подстанции жители Алматы будут полностью обеспечены бесперебойным электроснабжением. Теперь единственная задача – правильная эксплуатация этих мощностей…» – радовал жителей города Ахметжан Есимов.

Правда, очень быстро выяснилось, что весть насчет «бесперебойного электроснабжения» была несколько преждевременной.

С тех пор подстанции строились регулярно. Так и на днях, было объявлено о том, что завершена прокладка 4,8 км кабельной линии электроснабжения к новой подстанции «Алмагуль», а ее запуск запланирован на конец июля этого года. «Это позволит обеспечить бесперебойной подачей электроэнергии порядка 200 тысяч потребителей» – говорилось в сообщении акимата города.

Безусловно, определенную разгрузку новые мощности принесут. Но проблему общего дефицита электроэнергии в Алматы (как, впрочем, и других инженерных коммуникаций), которая может принять критические масштабы уже в самое ближайшее время, может решить только кардинальное изменение подходов к его застройке, то есть к такому вопросу, который до сих пор относился к категории практически неразрешимых.

А значит, и интерактивная карта аварийных отключений электроэнергии еще долго будет одним из самых актуальных документов повседневной жизни Алматы. Города больших и малых блэкаутов и катастрофически ударных строительных темпов…

Автор: Евгений Косенко,  turanpress.kz

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь