Инновации. Что представляет из себя «каменная дорога» в ВКО?

0
1956

Прошлым летом в Уланском районе дорожники испробовали принципиально новый способ ремонта грунтовых дорог. Участок от последнего Сибинского озера до села Таргын сделали ровным без использования асфальта. Корреспондент YK-news.kz решил самостоятельно испытать новое покрытие.

Многие дороги Восточного Казахстана не позволяет привести в порядок элементарная отдалённость от асфальтовых заводов. Дело в том, что температура щебёночно-мастичного асфальта (ЩМА) при укладке должна быть не ниже 110 градусов Цельсия. Остывший асфальт уже не будет прочным. В 2023 году в ВКО в качестве эксперимента решили использовать технологию, при которой асфальт вообще не нужен. Десять километров гравийной дороги от Сибин до Таргына выровняли методом холодной регенерации с добавлением стабилизатора «ANT».

— Технология «ANT» называется «каменные дороги», — рассказывает руководитель управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО Нуржан Жумадилов. — На существующее гравийное покрытие добавляется цемент и стабилизатор грунтов. Образовалась каменная плита толщиной 15 сантиметров. Она крепкая, стойкая к образованию трещин, цикл замораживания и оттаивания большой.

Участок экспериментальной дороги от популярной зоны отдыха до села Таргын, согласно информации областного управления автодорог, проходил испытание 2 ноября 2023 года. На тот момент покрытие отвечало всем требованиям. Но что сталось с ним за зиму? Не секрет, что в наших краях даже асфальт частенько сходит вместе со снегом.

Инновации. Что представляет из себя «каменная дорога» в ВКО?

Мы отправились на «экспериментальную» дорогу в начале июня. Интересно было увидеть, что представляет собой покрытие, выполненное по новой технологии, и как оно пережило холода. Участок за пятым Сибинским озером на протяжении пары километров не производил впечатление пережившего ремонт: всё та же пыльная грунтовка с размывами и ямами. Границу отремонтированного участка мы увидели издали и ощутили колёсами. Машина пошла значительно ровнее. Ни размывов, ни морозобойных трещин мы не встретили на всём протяжении до села Таргын. Покрытие напоминает асфальт не самого высокого качества. О том, что это принципиально другая технология, говорит, пожалуй, только мелкая каменная крошка серого цвета, которая попадается под колёсами и покрывает обочины. Дорога довольно ровная. Мы позволили себе ехать с немыслимой для грунтовых дорог скоростью около 80 километров в час. Правда через некоторое время водитель констатировал, что слишком разгоняться не стоит, особенно на поворотах. Крошка под колёсами создаёт некоторый риск заноса. Впрочем, на меньшей скорости машина «держит» дорогу вполне успешно. Перед самым Таргыном экспериментальное покрытие внезапно закончилось, немало нас этим огорчив. Ехать по ровной дороге нам понравилось.

На наш неквалифицированный взгляд, экспериментальная дорога перезимовала хорошо. Разрушений полотна мы не увидели. Так что, пожалуй, этот способ ремонта может оказаться доступным и даже выгодным для использования в сёлах и на просёлках, ранее не имевших покрытия. По данным областного управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог, стоимость одного километра по технологии «ANT» составила 21,6 миллиона тенге. Тогда как километр полноценного среднего ремонта с укладкой двух слоёв ЩМА обходится бюджету от 120 до 150 миллионов тенге. Такую цифру озвучил в июне 2024 года вице-министр транспорта Сатжан Аблалиев.

— При этом способе ремонта асфальтобетонный завод не требуется, — комментирует Нуржан Жумадилов. — Нужен цемент и специальная добавка, раствор-отвердитель. Это самый бюджетный вариант.

В том случае, если технология стабилизации грунтов зарекомендует себя хорошо, областное управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог планирует в первую очередь устроить каменную дорогу на участке между сёлами Маркаколь и Урунхайка. Самой трудной и неприятной частью пути здесь является Мраморный перевал. Пыль, поднимаемая автотранспортом на гравийной дороге, существенно ухудшает видимость на этом опасном участке. Однако, по данным управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО, на 2024 год средний ремонт автомобильных дорог методом холодной регенерации не запланирован.

Ирина Плотникова

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь