ПРОЧИТАНО В FB: Автомобильные заторы и мегаполисы Азии

0
89

Глядя на чудовищные многокилометровые заторы в Алмате даже как-то неудобно говорить китайским партнерам, что декларируемое население казахстанского мегаполиса чуть-чуть меньше двух миллионов. 

Кто хоть раз был в Китае знает, что город с населением в 7 миллионов считается небольшим и очень уютным. И это действительно так, китайские города в 5-7 миллионов легко переваривают свое население, а жители гордятся, что им намного легче чем жителям супер-мегаполисов.

В китайских, да и вообще азиатских мегаполисах, население легко зашкаливает 20 миллионов, а самый крупный китайский город, это, кстати, не Пекин или Шанхай, а Чунцин, превышает 37 миллионов.

И даже при таком населении транспортная инфраструктура нормально работает, обеспечивая горожанам доступ к благам собственного города.

В чем же разница? Почему для Китая 7 миллионов это тихий спокойный городок, а для Казахстана 2 миллиона в Алмате это транспортный коллапс и в принципе не решаемая проблема. Да-да, подход именно таков, защитники текущего транспортного ада говорят: ну вот пробки везде по всему миру.

Совершенно очевидно, что Пекин, Москва, Токио и прочие города при несопоставимо большем населении справляются. Причем не только запретами на автомобили, ведь если два миллиона алматинцев заселить в Чунцин то город будет казаться вымершим. Хотя казалось бы бескрайние степи это у нас.

Даже если соединить Алматы с агломерацией и дать реальные цифры населения, получится не более 4-5 миллионов, что опять же относительно Азии немного и на фоне 27 миллионного Шанхая не кажется чем-то серьезным и перенаселенным.

Собственно ключевая идеологическая разница кроется в одном слове: в Азии. В Казахстане не могут признать простую вещь, что крупнейшие казахстанские мегаполисы: Алматы, Астана, Шымкент, Актобе и т.д. развиваются в логике азиатских городов, соответственно нужно перенимать опыт не 500 тысячного Копенгагена, а таких центров как китайский Чэнду (11 миллионов), японская Йокогама (4 миллиона), корейский Пусан (4 миллиона) и т.д. Таковы процессы урбанизации и ее либо принять, либо продолжать делать вид, что все нормально.

Однако в казахстанском политическом и общественном мнении доминирует коллективный Варламов, который диктует две ключевые парадигмы:

Первое: людей не так много.

Этот тезис можно услышать очень часто, при проектировании дорог, теплостанций, электрообеспечения, канализации и прочего: ну, население-то в Казахстане небольшое.

Но дело в том, что вроде бы сравнительно (!) небольшое население Казахстана сконцентрировано в нескольких точках. И в этих самых точках, к коим в первую очередь относится Алматы, людей на квадратный метр более чем много.

К чему привело принятие решений на основании этого ошибочного подхода, уже наглядно показали техногенные катастрофы в виде отсутствия тепла в северных городах, нехватки воды в столице и начинающийся дефицит энергии повсеместно.

Второй ошибочный тезис — это вера в «невидимую руку рынка», а точнее вечный принцип «само как-то урегулируется».

Как раз таки международный опыт показывает, что сама проблема такого масштаба никуда  не исчезает, лишь принимает гипертрофированные формы и ведет к череде катастроф. 

А опыт выше перечисленных азиатских городов показывает, что решение проблем вполне реально, вопрос лишь в том, чтобы была политическая воля и правильные ориентиры.

ПРОЧИТАНО В FB: Автомобильные заторы и мегаполисы Азии

Адиль Каукенов

ТГ-канал:  Записки казахского китаеведа https://t.me/zapiskikitaeveda

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь