Лет тридцать назад вся Алма-Ата была покрыта спасительным гигантским зеленым покрывалом, сотканным из миллионов деревьев. В любую жару мы предпочитали не ездить на автобусе, трамвае или троллейбусе, а пройти «по холодку» несколько кварталов пешком. Помните?
Деревья спасали город.
А бесчисленные цветы на проспектах дарили радость.
В любую жару, подчеркиваю.
Которая сейчас практически лишает Алматы технических и даже «электрических сил» с ней бороться.
«Человейники», со всеми их насосами, кондиционированием, электроплитами – это чудовищные энергозатратные монстры, гигантские пожиратели электроэнергии и воды. Но никто этого не считал. В масштабах города. ПОКА.
И еще – все эти волюнтаристски воткнутые бетонные ЖК-человейники, с их асфальтовыми дворами и бесконечной плиткой во всем – собиратели солнечного жара, самые настоящие духовые шкафы, бетонные мангалы-барбекю. В чем мы с ужасом убедились этим летом. Жить в таких дворах, наверное и возможно – но любить их? Вряд ли…
А этот двор любят тысячи людей. И живущие здесь постоянно и проходящие иногда сквозь него, спасаясь летом от одуряющей жары.
Дети его любят особенно – за многоцветие, чистый воздух, невероятное в городской жизни разнотравье.
Здесь всегда прохладная тень, чудесные запахи цветов, краски, радующие глаз, покой и какая-то умиротворенность.
Настоящий оазис – в самом центре бестолково застроенного несколько лет назад и также бездумно застраиваемого (невзирая на естественные протесты жителей) сейчас городского квадрата. Но находится он внутри небольшого микрорайона – старого, панельного.
Улицы Розыбакиева и Егизбаева – дворы и дома немного выше улицы последней – адрес этого столь редкого теперь для нашего города центра зелени и цветов.
Зимой здесь чисто и всегда убран снег, осенью подметены листья с тротуара и дорог, весной начинается цветение бесконечных цветов, летом – прохлада и настоящее море зелени.
Кто автор, исполнитель, и, главное – вдохновитель всей этой экологической красоты? Знакомьтесь — Серик Садыков, старожил дома 33а, что по улице Жандосова.
— Нет, не я один — нас много, – улыбается Серик Садыков. – Жильцы всех домов неравнодушны к тому месту, где они живут. Люди у нас скромные, вряд ли они захотят публичности, но дом свой любят, так же как и я. И вообще мы все здесь общаемся между собой по-старому, по-алматински – дядя Серик, тетя Вера, дядя Калтай. Все помогают…
Ведь раньше как было? Пришел с работы, поужинал, выглянул во двор – кто-то поливает саженцы, кто-то сажает дерево, короче — благоустраивает территорию. Думаешь – ой, как неудобно, они одни там работают, это у нас, у советских людей рефлекс такой был – коллективизм, хорошее дело вместе делать… Как было заведено — человек, допустим, переезжал в только что построенный дом, а на следующий день садил дерево или два во дворе. Сейчас об этом даже не вспоминают и у многих горожан их дворы стали проходной территорией, которая никому не принадлежит и где даже находиться неприятно…
На примере новоселов некоторых домов в нашем микрорайоне. Только переехали и сразу кидаются все под своими окнами вырубать, срезать. Объясняешь, ведь это ваша тень в летний зной, прохлада. Чистый воздух для ваших детей. Им что — на бетоне играть, асфальтом дышать? Нет, вырубили, потом смотришь – чем-то свои окна старательно занавешивают — в июле, августе. Солнце в глаза им бьет…
Что у вас здесь сейчас растет?
Благоустраивать наш двор мы начали сразу после новоселий, то есть 30 лет назад. Дикорастущий карагач стараемся облагородить, сделать кубы, пуфики, это очень хорошо смотрится, к ним подсаживаем постоянно цветы и выглядит все красиво.
Посажены каштаны орехи, уксусное дерево, туи, сирень, гибискус, несколько кустарников, декоративные клены, высадили орехи. У нас тут прекрасно растут розы, мальвы, петунии, папоротники.
Вдоль соседнего дома я посадил целую аллейку ясеней. Потом подумали (когда они, саженцы, принялись), сделали небольшую траншею и посадили вдоль этой аллейки цветы – ромашки, появилась травка.
Люди проходят вечерами, останавливаются, любуются, часто они это делают с детьми. Нам приятно, конечно. Что я часто замечал лично — больные люди приходили сюда, нам признавались, что возле нашего двора чувствуют какое то облегчение…
— А как у вас со здоровьем, я вижу вы, хотя и в возрасте, но очень бодры, жизнерадостны, настроение у вас всегда хорошее. Помогает, наверное свежий воздух, цветы…
— Конечно! У меня у самого есть проблемы со здоровьем, диабет второго типа, а работа здесь в саду, физическая ежедневная нагрузка, общение с красотой, помогают мне справляться с болезнью…
— Метла – неплохой доктор?
— Естественно… — смеется Серик Садыков. – Если в меру, конечно. Я вот что заметил — этот своеобразный сад среди домов помогает всем людям и в ментальном плане – идет человек на работу в прохладе, по чистым дорожкам, вокруг цветы, приятные запахи – что может быть лучше в утренние часы в нашем городе?
А возвращается после трудового дня – опять его встречает прохлада и тень, чистый воздух, красота. Что такое сад – это и успокоение, работа, приносящая здоровье, ароматерапия. И здесь он – прямо под твоими окнами.
Я считаю, что зеленые уголки долджны быть у каждого дома. Наш город всегда был богат традициями – коллективное озеленение, субботники, работа по уборке мусора на придомовых участках и много, много другого. Вот и был наш город садом.
Отметим, что Серик Садыков работает здесь – чистит зимой снег, подметает, следит за порядком и чистотой — совершенно бесплатно.
— С нашим КСК у нас хоршие отношения, мы нашли понимание. Они сделали нам ограждения, чтобы цветы наши не затаптывались случайно, помогают инструментом различным. Мне вообще кажется, что акиматы должны быть заинтресованы в подобных дворах, это не просто облагораживает город, но и мотивирует людей на хорошие дела. Люди меняются к лучшему, как, например, жильцы не только нашего дома и домов близлежащих. Очень много у нас живет сейчас людей отзывчивых, стремящихся помочь, выйти на субботники, сделать что-то полезное для всего дома – полить, убрать, навести чистоту. Конечно, есть и проблемы — несколько раз были аварии у нас во дворе с питьевой водой. Ремонтники говорят, что у нас трубы старые, им больше тридцати лет, появляются свищи, они их устраняют чопиками деревянными, которые тоже прорываются. Понятно, что землю тут у нас постонно разрывают, вода хлещет по две недели, вода растекается, все затапливает. Потом все пересаживаем, приводим в порядок.
Мы прощаемся. Еще раз обходим этот сад внутри города. Как много труда вложено руками жильцов, настоящими горожанами, патриотами Алматы и какой впечатляющий итог! По сути — на голой земле рождается настоящая красота!
В самом начале этой безумной всереспубликанской вакханалии по уплотнению лишь двух городов (под лозунгом некоей «урбанизации»), и в которой явно просматривались коррупционные составляющие, мне как-то попалось публичное высказывание одного недалекого акима одного из алматинских районов. Жильцы наивно потянулись к нему с просьбой защитить их придомовые участки, где они по алматинской традиции сажали деревья и цветы, затеняли диким виноградом окна от слепящего солнца. Это чинуша ответил им так:
— Все! Кончились ваши «садочки» и «цветочки»! Этот город теперь будет только таким! Прогрессивным! Современным! А не вашим старым садом! Так решили, так и будет!
Что сказать? В его представлении город современный — это бесконечные и всеобъемлющие асфальт, бетон, плитка и алюкобонд. Ну и еще — безусловные одноразовые бордюры. Куда же без них, родимых! Но, видно по своей туповатой привычке рапортовать, а потом думать, чиновник поторопился. Наш город был садом, и, возможно, им и останется – благодаря таким людям, как Серик Садыков. И его сотоварищи по дому.
Согласны? Приглашаем к разговору, дорогие горожане.
Геннадий Власов, фото автора
Это мой отец, спасибо за статью, Геннадий
Добрый день! Он у нас весьма уважаемый человек!