Рассмотрим сегодня Закон по вопросам реформирования жилищной политики: передача функций, порядок распределения, права постановки на учет и приватизации. Он очень важен для казахстанцев, так как меняет множество существовавших ранее основных положений, связанных с получением или покупкой жилья, его правильным оформлением, рассматривает различные аспекты льгот и аренды.
В 2020 году на заключительном заседании Государственной комиссии по чрезвычайному положению Глава Государства поручил создать на основе «Жилстройсбербанк Казахстана» полноценный институт развития и поддержки – «Отбасы банк», который будет централизовано осуществлять учет, постановку и распределение жилья.
В октябре т.г. Парламентом РК принят Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстана по вопросам реформирования жилищной политики».
Далее Министерством промышленности и строительства был разработан Закон по вопросам реформирования жилищной политики. Однако, Закон вступит в силу только после подписания Главой Государства.
Законопроект был принят в целях централизованного ведения жилищной политики, повышения эффективности обеспечения населения жильем, оптимизирования процедур получения жилья, а также внедрения единого механизма справедливого распределения жилья среди всех категорий граждан.
В первую очередь, необходимо отметить, что функции местных исполнительных органов по постановке на учет, введению и распределению жилища передаются в «Отбасы банк».
«Отбасы банк» будет преобразован в национальный институт развития, основной задачей которого будет развитие жилищных отношений по обеспечению жильем граждан по республике. При этом банк остается в организационно-правовой форме акционерного общества, а также в системе банков второго уровня.
Переданные функции будут реализовываться с соблюдением принципа прозрачности. На сайте «Отбасы банка» будут публиковаться списки граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилище, а также граждан, получивших меру государственной поддержки. Также на постоянной основе будет проводиться работа по автоматизации и упрощению процедур получения жилья гражданами, нуждающимися в жилье.
Стоит учесть, что постановка на учет и распределение мер государственных поддержек будут происходит в автоматизированном режиме через интеграцию с государственными базами данных. При этом за акиматами остается обеспечение очередников жильем через приобретение и строительство. Для передачи вышеуказанных функции предусмотрен переходный период – шесть месяцев. В течение переходного периода акиматы будут проводить инвентаризацию и передавать списки граждан, состоящих на учете в Отбасы банк.
В свою очередь, «Отбасы банк» будет консолидировать полученные от акиматов списки очередников в единую базу. Если заявки будут поданы в МИО до окончания переходного периода, они будут рассмотрены сотрудниками акимата в рамках прежних норм законодательства.
Централизация данных функций позволит применить принцип «одного окна», когда отпадает необходимость обращаться в несколько инстанций для того, чтобы подтвердить свой статус «нуждающегося в жилье», вставать в очередь, а затем обращаться в банк для получения займа.
Далее отметим, что согласно новому законопроекту представлен новый порядок распределения жилья среди нуждающихся будет осуществляться в зависимости от даты постановки на учет и уровню доходов. Таким образом, граждане, состоящие в очереди длительное время, будут обеспечены в первую очередь.
В зависимости от уровня доходов очереднику будут предоставляться меры государственной поддержки в виде субсидирования арендной платы, арендного жилья либо льготных ипотечных займов, как «Бақытты отбасы», «Шаңырақ», «Отау» и «Наурыз».
Кроме того, с учетом социального положения некоторых категорий граждан предусматривается предоставление 8-и категориям первоочередное право с предоставлением им не менее 70%-го арендного и кредитного жилья. К этой категории относятся:
— ветераны ВОВ;
— дети-сироты;
— многодетные матери и многодетные семьи;
— лица с инвалидностью 1 и 2 групп;
— семьи, имеющие детей с инвалидностью;
— ветераны, приравненные по льготам к ветеранам ВОВ;
— ветераны боевых действий на территории других государств
— вдовы.
Также, необходимо учесть, что граждане, ранее получившие арендное и кредитное жилье, построенного за счет государства не смогут встать повторно на учет.
Однако, согласно действующему законодательству, на учет могут встать определенные категории граждан, такие как многодетные семьи, дети-сироты, лица с инвалидностью 1 и 2 группы, государственные служащие, работники бюджетных организаций и др. То есть, право постановки на учет предоставляется всем гражданам.
При этом Законом предусматривается вариант отхода от категорийной принадлежности и предоставление права постановки на учет всем гражданам, нуждающимся в жилище и не имеющим жилья в течение последних 5 лет.
Таким образом, на базе «Отбасы банка» будет создан Центр обеспечения жильем, в который будут включены все граждане, нуждающиеся в жилье. Центр будет единой информационной базой по гражданам РК, не владеющим жильем, которая интегрирована с государственными базами данных.
На интернет-ресурсе Отбасы банка ежемесячно будут публиковаться списки граждан, состоящих на учете, а также граждан, получивших меру государственной поддержки за последние два года.
Кроме того, все заявления граждан будут приниматься в онлайн формате, что также обеспечивает прозрачность процессов регистрации и учета граждан.
Далее расскажем о приватизации арендного жилища. Новым законом предусматривается предоставление права приватизации ранее предоставленных арендных жилищ без права выкупа. Тогда как по действующему законодательству предоставленное арендное жилье без права выкупа, а также жилье, предоставленное гражданам взамен аварийного жилья, не подлежит приватизации.
На сегодня в арендных жилищах без права выкупа проживают порядка 55 тыс. чел. В данных жилищах проживают в основном социально-уязвимые слои населения, как многодетные семьи, дети-сироты и др. Право выкупа таких жилищ по законодательству предоставляется по остаточной стоимости, в дальнейшем, арендное жилье предлагается с правом выкупа.
Порядок приватизации в целом остается неизменным, то есть по остаточной стоимости, за вычетом физического износа в размере 2% от балансовой стоимости, с возможностью оформления рассрочки до 10 лет при внесении первоочередного взноса в размере 30%. Данные нормы вступают в силу по истечении 10 дней после дня его первого официального опубликования.
Сразу после вступления Закона в силу граждане смогут обратиться в акиматы для приватизации. Однако важно подчеркнуть, что приватизация жилья является правом, а не обязанностью. Граждан не будут принуждать приватизировать.
Таким образом, среди основных аспектов Закона по вопросам реформирования жилищной политики: передача функций МИО в «Отбасы банк», новый порядок распределения жилья по дате постановки, предоставление права постановки на учет всем гражданам и предоставление права приватизации, ранее предоставленных арендных жилищ без права выкупа.