Да будет ли свет? О темноте в Алматы и энергетической зависимости страны

0
1536

На днях я в Алматы встречался с коллегой из столицы. Путь до бара, расположенного в самом центре крупнейшего города страны и финансового центра, лежал через тёмную улочку. Дорогу во тьме освещали только фары такси и свет из окон домов. Фонари не горели. Когда я спросил коллегу, что она об этом думает, она сказала: «У вас тут очень темно!» В Астане, по ее словам, уличное освещение гораздо лучше.

«Астана лучше освещена, чем Алматы»

О том, что Алматы освещен хуже Астаны, говорил и аким южной столицы Ерболат Досаев: «Честно скажу, конечно, в какой-то мере я завидую Астане. Потому что Астана, я считаю, лучше освещена, чем Алматы».

«Во дворе очень темно, вчера ребенок споткнулся, упал, скорую вызывали”; “со светом решите вопрос, каждый день отключения”; “света нет уже три дня”; “Масанчи 104,102,100,98, Сатпаева 9а – нет дворового освещения”; “Абиш Кекилбайулы, 129/1,129/8 и 131 нет освещения во дворах, заявку подавали еще неделю назад. В 131 доме, в 4-ом подъезде фонарь не горит уже четвертый год, после модернизации двора, посодействуйте, пожалуйста», — писали совсем недавно, в конце мая, в чате одного из алматинских КСК.

Да будет ли свет? О темноте в Алматы и энергетической зависимости страны

Жалобы на плохое освещение или полное его отсутствие можно также найти в соцсетях, об этой проблеме писали СМИ.

Вот что мне ответили подписчики, когда я в стори Instagram’а попросил их оценить ситуацию с уличным освещением:

«Полный мрак. Особенно ЦПКиО превратился в темный лес, а не в парк. Да и все улицы темные. Другие города Казахстана освещены. А что происходит с Алматой непонятно»; «Не устраивает, что очень много фонарей просто не работают и сломаны, двор около Абая — Фурманова»; «Мало фонарей работает, вообще в Алматы хуже с освещением по городу стало где-то примерно с 22 года»; «у меня во дворе иногда фонари горят днём, а ночью нет»; «У нас в микраше только два двора освещены. Остальные нет или почти нет»; «В городе освещение ваще п..да. Приходится с фонариком ходить», – и это только часть сообщений.

9,9 млрд тенге на уличное освещение

Да будет ли свет? О темноте в Алматы и энергетической зависимости страны

Последние годы количество поданных жалоб на уличное освещение росло: в 2021 году алматинцы направили местным властям 17 тысяч жалоб, в 2022 — 21 тысячу, а в прошлом – 32 тысячи. Тогда же, год назад, в акимате заявили, что проблемы освещения касается каждая вторая жалоба местных жителей.

В сложившейся ситуации действующие городские власти винят предшественников.

“Главной причиной некачественного наружного освещения города стала недобросовестная работа частного партнера в рамках договора ГПЧ [государственно-частное партнерство]. Договор был подписан еще в 2018 году”, — заявил в конце прошлого года аким Алматы Ерболат Досаев.

Акимат подал в суд на консорциум из трёх компаний – ABM-Вuilding 2007, ТОО «Электроремонт» и ТОО «ABM-Project» – и выиграл его. В городской администрации утверждают, что подрядчик обязался заменить 44 тысячи светоточек, но заменил только 13,5 тысяч, то есть всего 35%. С 2019 по 2023 акимат заплатил консорциуму 27 млрд тенге, сообщал “Курсив”.

На модернизацию уличного освещения акимат планировал выделить 9,9 млрд тенге. «Мы считаем, что в результате принятых мер доля качественного наружного освещения в следующем году будет доведена до 85%. А в 2025 году работа будет завершена и будет обеспечено 100% наружного освещения», — говорил в декабре прошлого года Ерболат Досаев.

Что с тендерами на освещение?

За тендеры акимата, связанные с уличным освещением, идет активная борьба. Специалист по госзакупкам одной алматинской компании, которая оценивала возможность участия в конкурсе на поставку акимату LED-светильников, в комментарии «Республике» отметил, что предварительные итоги некоторых тендеров отменили. А компании, которым была присуждена победа, давали цены на товары ниже пороговой цены, изначально заявленной заказчиком – акиматовской структурой ГКП на ПХВ ТОО «Алматы Қала Жарық».

«Если акимат идет на риск и отдаёт победу в конкурсе компаниям, которые предлагают скидки ниже пороговой цены, если они уверены в качестве товара, то без проблем, даже круто получается – они экономят бюджет. Но тут встаёт вопрос: не скажется ли экономия на качестве услуг поставщика?

Если поставщики, которые дают цены ниже пороговой цены, считают, что могут все обеспечить банковской гарантией, то они все делают по правилам. Но тут тоже есть вопрос о качестве товара, его соответствие технической спецификации», — сказал “Республике” на условиях анонимности специалист по госзакупкам.

Если самостоятельно изучить некоторые тендеры, то станет ясно, что иногда борьба потенциальных поставщиков светильников довольно острая.

Да будет ли свет? О темноте в Алматы и энергетической зависимости страны

Например, недавно после жалоб и камерального контроля Департамента госаудита Минфина РК был отменен протокол итогов по тендеру “Алматы Қала Жарық” на закуп 10 тысяч LED-светильников, за которые акиматовская структура предлагала 67,6 тысяч тенге за штуку (общая запланированная сумма весьма привлекательная – 676,6 млн тенге без НДС).

Согласно протоколу итогов по этому лоту победителем выбрали ТОО Almaty Project, но недавно результаты отменили, допустив к конкурсу компанию, которой ранее было отказано, – ТОО VIP Stroy Garant.

К конкурсу на Led-светильники мощностью 60 ватт допустили две компании. По предварительным итогам победило ТОО «СтройСити-Д» (учредитель – Шаярфану Кусаиновна Абуова). Объявленная цена – 49 тысяч тенге за штуку; компания сильно не демпинговала, предложив 46 тысяч тенге. Общее количество планируемых к закупу светильников — 15 000 штук, общая сумма  — 736,1 млн тенге без НДС. На момент публикации договор не был заключен.

Еще один заметный конкурс – на 10 тысяч Led-светильников мощностью 150 ватт. Общая сумма — 888,6 млн тенге без НДС. Победителем по лоту определили атыраускую компанию Alash Construction&Servises, ее руководитель — Медет Мусиевич Кужахметов.

(В 2020 году человек с такими же именем и фамилией стал президентом федерации ММА по Атырауской области. Кроме того, Кужахметов – соучредитель ТОО “Центр поддержки предпринимательства” Евразия” вместе с Нурбеком Максимовичем Избасовым, вероятно, сыном Максима Избасова – бывшего акима Жалыойского района, председателя общественного совета Атырауской области и участника курултая под председательством президента Токаева).

В рамках проекта городского освещения ТОО «Алматы Қала Жарық» уже подписали договор поставки 500 км провода марки СИП-4. Общая сумма договора — 210,1 млн тенге с НДС.  Договор на поставку товара выиграло ТОО Qaz Finance Services, учредитель компании – Азат Кабдуалиевич Ракишев.

«Наша компания не участвовала в тендерах, потому что я не нашел рентабельного поставщика. Не было подходящих по техспецификации поставщиков. А те, кого я нашел, сами участвовали в тендере. Это 4 компании из 5. Так как они сами участвовали в конкурсе, они не давали рентабельную цену.

Еще руководителю тендер показался «мутным». И в итоге он действительно с февраля аж затянулся, этот тендер.

То есть тендеры конкурентные, что само по себе хорошо. Компании помимо демпинга делают еще и антидемпинг. Они проваливаются ниже возможной минимальной цены. Тендеры проходят по правилам. Компании участвуют, видят ошибки, жалуются. Тендеры переобъявляются. Но некоторые тендеры с начала года идут, местами есть демпинг. Есть риск, что заказчик закроет глаза на качество товара», — считает специалист по тендерам.

Дефицит электроэнергии и зависимость от России

Судя по всему, одними светильникам проблему уличного освещения в Алматы не решить. Эксперты и Минэнерго РК говорят о дефиците электроэнергии в стране.

«В январе текущего года дефицит электроэнергии по стране составлял 4,2 млн кВт·ч, в феврале — 23,3 млн кВт·ч. В 2022 году дефицит наблюдался восемь месяцев. Но это если говорить в целом по стране. В региональном же разрезе — к примеру, в южной зоне — дефицит электроэнергии длится уже более года, и это серьёзно подрывает энергетическую безопасность страны. Только в марте 2023-го в Южном Казахстане производство перекрыло всего 57,2% потребления — дефицит составил 971,0 млн кВт·ч. Перекрывается эта потребность с помощью перетока электроэнергии из других регионов страны», — сообщали год назад аналитики Ranking.kz.

Да будет ли свет? О темноте в Алматы и энергетической зависимости страны

А если дефицит есть не только в отдельном регионе, но и во всей стране, то его компенсируют, закупая электроэнергию из России, говорят эксперты.

«То есть энергосистема РФ поддерживает единую энергосистему РК, компенсируя почасовые отклонения между производством и потреблением в Казахстане, — отмечают в Ranking.kz. —  Фактически это говорит о том, что энергосистема РК напрямую зависит от РФ, не являясь достаточной и независимой».

По данным российского телеграм-канала “Высокое напряжение”, поставки электроэнергии из России в Казахстан в первом квартале этого года выросли на 29% – это почти половина экспорта из РФ.

В скобках отмечу, что россияне не только поставляют электроэнергию в Казахстан, но и входят (или входили) в состав акционеров АО “Объединенная энергосервисная компания” (ОЭСК). Одним из акционеров компании был Евгений Делов, бывший депутат Тюменской областной думы и почётный энергетик России (учредитель АО ОЭСК – ТОО ОЭСК, чей учредитель в базах данных и даже на сайте правительства для граждан скрыт)._

Его сын, Дмитрий Евгеньевич Делов, в 2022 году учредил вместе с Мухаммедом Избастиным, племянником президента, TSMGROUP  (позже была переименована в 3iMaterials), которая вошла в свободную экономическую зону «Астана – новый город», участие в которой предусматривает налоговые преференции.

В Минэнерго РК говорят о необходимости модернизации электростанций, но отмечают, что в 2030 году (том самом, когда мы, согласно программе Назарбаева, должны были решить уже вопрос энергоресурсов и стать «профессиональным государством»)  в стране все равно будет дефицит электроэнергии.

«Согласно утвержденному балансу мощности, к 2030 году при необходимом уровне резерва в 17% потребность электрической мощности составит 28,2 гигаватта, при этом располагаемая мощность с учетом ввода новых мощностей составит 22 гигаватта», — говорил в начале этого года министр энергетики Алмасадам Саткалиев.

В 2022 году в Счетном комитете заявили о значительном износе воздушных линий национальной электрической системы страны, сообщал LS.

В ведомстве также отметили, что в стратегии развития нацкомпании KEGOC – системного оператора в Единой электроэнергетической системе Казахстана – отсутствует «целевой показатель, отражающий решение вопроса снижения уровня износа электроэнергетического оборудования, обозначенного правительственной Концепцией развития топливно-энергетического комплекса до 2030 года как основная проблема».

«Для начала нужно прояснить, что KEGOC управляет межсистемными и системными сетями, т.е. не все воздушные линии, или по народному, провода в городе, находятся на балансе компании. Большинство их принадлежит РЭСам – районным электрическим сетям, горсетям. Это уже самостоятельные юридические лица, которые и несут ответственность за исправность работы своего оборудования. Бывает, правда, что эти линии могут находиться в оперативном управлении или ведении KEGOC, но это уже другой вопрос.

Аналогично с генерацией – в свое время разделили производство и передачу электроэнергии, так что станции, Экибастузские крупные ГРЭС, алматинские ТЭЦ, какие-то совсем маленькие станции – это тоже самостоятельные отдельные юридические лица, KEGOC’у подчиняются опять-таки оперативно.

А есть сети, которые непосредственно принадлежат KEGOC, их обслуживанием и занимается компания», — рассказал “Республике” анонимный источник в алматинском KEGOC.

По его словам, износ сетей действительно большой, но «основная часть именно относится к районным сетям, межсистемные сети, сети KEGOC, находятся в более-менее приличном состоянии».

Собеседник также утверждает, что с 2008 или 2009 года была модернизации оборудования, «многое оборудование заменено»:

«По воздушным линиям информацией не владею, не мой профиль. Но не слышал, чтоб прямо целиком линии меняли, а текущий ремонт выполняется. По стратегии до 2028 года мне неизвестно, или не помню, но про реконструкцию линий не слышал, а вот строительство новых заложено – в частности, в нашем регионе проект Усиления Южной зоны. Есть также проекты Усиления Северной зоны и связи Западного Казахстана с ЕЭС РК. Эти проекты уже на стадии реализации».

Он признает, что электросети в Казахстане старые, особенно распределительные, которые питают города и посёлки. И утверждает, что в этой области ведется модернизация, но «из-за колоссальных объемов это почти незаметно».

«Весь Алматинский регион энергодефицитный,  да весь Южный в целом, это одна из проблем нашей энергетики – генерирующие мощности на Севере, а густонаселённые регионы на Юге, — говорит сотрудник KEGOC. — И Алматы тут не исключение, львиная доля электроэнергии у нас как раз с Севера. При этом производства у нас почти не осталось, так что в основном потребление бытовое, сейчас применяются энергосберегающие технологии в большинстве бытовых приборов, в т.ч. и освещении, и в масштабах города это снижает нагрузку. Но город растет, и потребление все равно будет расти, и та же нагрузка ляжет на те же старые городские сети».

Да будет ли свет? О темноте в Алматы и энергетической зависимости страны

Что касается зависимости от России, то это, по словам специалиста, «наше наследство от СССР». Это энергосистема, которая работает совместно не только с Россией, но и со странами Центральной Азии.

«А это не одна страна даже. Мы от них зависим еще и в плане того же диспетчерсого управления, существует необходимость согласовывать и координировать работу всех энергосистем», — заметил источник.

В случае дефицита или при аварийных режимах может происходить, по его словам, закуп российской электроэнергии, «возможно, и из Центральной Азии». К тому же, заметил он, «Россия задает частоту для нашей энергосистемы, так что зависимость есть».

На вопрос «как сократить [зависимость] источник ответил так: «Только кардинальной перестройкой всей энергосистемы, вводом новых мощностей и связей, реконструкцией существующих сетей». Но все это, по его словам, «деньги и время, как и в любом крупном проекте, тем более связанном с таким масштабом и такой [обширной] территорией».

Данияр Молдабеков, Республика

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь