Заместитель акима Алматы Алишер Абдыкадыров рассказал о проекте по созданию в городе зон с низким уровнем выбросов (low emission zone), предполагающий запрет на движение загрязняющих окружающую среду автомобилей, передает корреспондент агентства Kazinform.
— Поправки касаются всего спектра источников выброса, как передвижных (автомобилей), так и стационарных (промышленные предприятия, жилищный сектор). Что касается автомобилей, то здесь, в первую очередь, было предложено усилить контроль за станциями техосмотра. По данным профильной ассоциации, до 70% всех станций техосмотра к своей работе относятся формально, то есть они не проводят техосмотры авто. Во-вторых, мы предложили ввести зоны с низким уровнем выбросов, — сказал спикер.
Замакима сообщил, что такой проект в мире широко распространен, одним из первых городов, кто начал вводить эти зоны, был Лондон.
— Это low emission zone. Но сейчас они пошли еще дальше, насколько мне известно, с 2019 года у них были введены ultra low emission zone. В ближайшие 10 лет они хотят перейти к zero-emission zone, то есть нулевые выбросы. Мы этот вопрос только начинаем. Сейчас я не могу назвать конкретные районы, квадраты, поскольку эта работа будет скоррелирована с транспортным мастер планом, который будет завершен до конца этого года. Сейчас наши поправки находятся в Парламенте на рассмотрении, в случае их принятия нами будут разработаны правила охраны атмосферного воздуха Алматы и затем вынесены на утверждение в маслихат города. Мы здесь комплексно подойдем, будем использовать современные средства выявления машин с высоким уровнем выбросов. Это будет автоматизированная система, работающая, как камеры „Сергек“. То есть будем выявлять нарушителей в автоматическом режиме и соответственно принимать меры, — добавил он.
По словам чиновника, на сегодня для снижения негативного влияния выбросов от автомобилей в городе действует 19 экопостов, три передвижных поста и лаборатория. Они с начала года выполнили 185 тысяч замеров автотранспорта, из них не соответствуют нормам 29 тысяч авто, сумма штрафов составила 155 млн тенге.
Весной этого года аким Алматы Ерболат Досаев высказался об ограничении въезда автотранспорта в город.
В прошлом году заместитель акима города Аскар Амрин сообщил, что к 2030 году после реализации Плана по развитию общественного транспорта, улучшению транспортной инфраструктуры и пробивки радиальных дорог нужно ставить вопрос об ограничении въезда на территорию города транспорта, не соответствующего экологическим требованиям. Он также заявил, что в 2025 году будет внедрена экомаркировка автомобилей для ограничения доступа в зоны с низким уровнем выбросов.