Как отметили в министерстве транспорта, через мегаполис проходят два крупных международных маршрута – ТРАСЕКА и Трансазиатский коридор (южное направление). При этом за 10 месяцев 2023 года объем перевозок грузов по ним составил 266,1 тыс. тонн. В том числе по линии ТРАСЕКА – 54 тыс. тонн, по Трансазиатскому коридору – 212,1 тыс. тонн.
Для того, чтобы расширить логистические возможности мегаполиса, будет реализован ряд проектов.
В том числе в Алматы будут возведены современная платформа транспортных услуг и электронной коммерции, а также логистический терминал. Они появятся на базе грузового терминала «Кедентранссервис» железнодорожной станции «Алматы-2».
Данный проект будет реализован на участке площадью 10 га. На территории, согласно планам, будут построены современные склады площадью 1,4 тыс. кв. м. При этом будут применяться технологии регулирования температурного режима и роботизированного складирования, а также склады класса «А» для хранения тарно-штучных грузов и грузов электронной коммерции площадью 36 тыс. кв. м и контейнерные площадки площадью 12 тыс. кв. м с установкой электрического козлового крана грузоподъемностью 50 тонн.
Как отметили в КТЖ, с учетом ежегодного роста объемов перевозок и прохождения через Казахстан основных международных транспортных коридоров создание платформы и терминала позволит увеличить объемы хранения, сократить время обработки грузов и сроки доставки. Также будут консолидированы грузы практически из всех регионов КНР в режиме импортного хаба для грузополучателей Казахстана и предоставлен качественный спектр транспортно-логистических услуг с учетом «последней мили».
Ранее заместитель председателя КТЖ Ерлан Койшибаев уже отмечал, что будущий центр откроет доступ к рынкам Китая, Центральной Азии, стран Кавказа, Ближнего Востока, ЕАЭС.
Для ускорения железнодорожных грузоперевозок ведется строительство железной дороги в обход Алматы. Возведение данной дороги связано с тем, что динамично растут показатели отправки товаров между Казахстаном и Китаем, которые в 2022 году превысили 23 млн тонн, показав исторический максимум. С начала 2023 года перевозки выросли еще на 22%. В этих условиях железнодорожный узел мегаполиса испытывает повышенную нагрузку.
В данном коридоре алматинский железнодорожный узел обеспечивает движение поездов по четырем направлениям: Шу, Актогай, Алтынколь и станция «Алматы-2». С появлением новой линии значительно сократится срок доставки грузов.
В сфере авиации на базе аэропорта Алматы планируется создать мультимодальный центр аккумулирования и распределения грузов.
Как отметили в Минтрансе, для реализации проекта потребуется развитие инфраструктуры. Также будет необходимо бесперебойное обеспечение авиатопливом, дебюрократизация таможенных процедур, автоматизация процессов по оформлению.
В связи с этим турецкий TAV Airports Holding планирует в 2025 году провести модернизацию перрона перед карго-терминалом и полностью автоматизировать процессы, чтобы ускорить обработку грузов в аэропорту.
Также на данный момент холдинг строит новый пассажирский терминал более чем за $200 млн. Его запуск запланирован на лето 2024 года.
Отмечается, что в прошлом году поток воздушной гавани превысил рекордные 7 млн человек, что превышает мощность в 2,5 раза. Ожидается, что новый терминал повысит пропускную способность до 14 млн человек.