Петиция о роспуске градсовета города Алматы, состоящего из застройщиков и зависящих от них архитекторов!
11.06.2023, автор Ташимова Салтанат Жарылкаповна.
Их деятельность подвергалась справедливой критике за ангажированность и конфликты интересов — как правило, их состав на 40% состоит из застройщиков!
Кроме того, работа градсовета часто не отличалась глубиной обсуждений, которые сводились к спору о вкусах из-за отсутствия методологии оценки проектов.
Градсоветы пали жертвой политики устранения барьеров для бизнеса, из-за которой на второй план были задвинуты принципы качественного дизайна, учета контекста и мнения граждан, инклюзивного принятия решений.
Такая ситуация, когда все решения принимаются в двустороннем порядке акиматом и застройщиками, а все разрешительные документы выдаются автоматически по факту подачи, противоречит целям устойчивого развития ООН и рекомендациям ОЭСР. Речь не только о дисбалансе между частным и общественным интересом, что само по себе несправедливо и чревато коррупционными рисками.
В повседневной жизни горожане за последние годы почувствовали этот дисбаланс на многочисленных примерах бездумной застройки.
Выросла социальная напряженность — отчасти из-за растущего дефицита ресурсов энергосистемы, инженерных сетей и социальной инфраструктуры, но также из-за чувства несправедливости, ущемленных интересов, непрозрачности принятия решений о развитии городской среды
Urban Forum Kazakhstan видит экспертный совет как консультативно-совещательный орган с закрепленным правовым статусом и решениями, которые будут обязательны для учета авторами проекта и уполномоченными органами в сфере архитектуры. Он должен рассматривать концепцию проекта в контексте данных комплексного предпроектного исследования, проводимого инициатором проекта, еще до того, как документация по нему будет подана в акимат для получения разрешений. Инициатор проекта должен выносить концепцию на экспертный совет столько раз, сколько потребуется для получения его одобрения.
Предлагаемый нами коллегиальный механизм должен состоять из представителей экспертного сообщества, а его представительность будет достигнута через ротацию и квоты для архитекторов, градостроителей, урбанистов, дизайнеров архитектурной среды, эколога, специалиста в области городской мобильности, социолога в области городских исследований, специалиста в области городской экономики и эксперта в области устойчивого развития. Представители управлений акимата будут принимать участие в работе экспертного совета от лица городской администрации и озвучивать ее позицию, предоставлять необходимые данные или комментарии и т.д., но не будут иметь права голоса при оценке проекта.
На наш взгляд, строительные компании не должны быть представлены в экспертном совете. А для исключения конфликта интересов при рассмотрении проектов следует иметь резервные кандидатуры для ряда специалистов, например, если архитектор или дизайнер имел за последние 3-5 лет контракты с компанией, защищающей проект.
Положение о Совете и персональный состав могут утверждать аким или маслихат после общественного обсуждения. Методология и критерии оценки проектов могут быть оформлены в виде чеклиста, который каждый член совета заполняет в пределах своей компетенции. Также, в рамках своей квалификации каждый член совета готовит заранее для рассмотрения на заседании заключение с рекомендациями, из которых в итоге собирается общее заключение.
Голосовать за проекты не представляется целесообразным, поскольку члены совета будут давать оценку проекту по своей специализации и каждое мнение будет ценно по отдельности, но система балльной оценки в чеклисте даст общий «рейтинг» проекта, что постепенно будет формировать представление о лучших практиках в отрасли.
Совет, как диалоговый механизм, не обязан рассматривать абсолютно все проекты в городе, а может активироваться в сложных и спорных случаях, имеющих для города архитектурно-планировочную и/или общественную важность, или предполагающий изменение зонирования (функционального назначения, плотности и т.д.). Активация механизма Экспертного совета может происходить по его собственной инициативе, по инициативе уполномоченного органа в сфере архитектуры и других подразделений акимата, по инициативе строительной или проектной организации, или по требованию местного сообщества, на которое прямо повлияет возможная реализация проекта.
Экспертный совет может предпринимать различные мероприятия для достижения своей цели по качественной и всесторонней оценке проектов, в том числе заслушать и изучить материалы предпроектного исследования, приглашать сторонних экспертов и обсуждать проект с заинтересованными сторонами, включая представителей местного сообщества, а также рекомендовать проведение дополнительных исследований или общественных консультаций.
Все проекты, выносимые на рассмотрение советов, а также подробные протоколы заседаний Совета должны публиковаться в открытых источниках, а встречи Совета быть открыты для СМИ и общественности.
Мы считаем, что Экспертный совет должен иметь возможность оценивать решения на разных уровнях – от отдельных проектов до планов детальной планировки и генплана города. Это необходимо в том числе и потому, что одна из главных причин проблемных строек заключается в том, что они позволены действующими сейчас планировочными регламентами. Простое следование принятым в минувшем году правилам застройки в Алматы не гарантирует качества проекта, потому что он может полностью «проходить» по стандартам, но все же не учитывать всего комплекса его воздействия на среду.
Кроме того, Совет мог бы давать оценку транспортным и инфраструктурным проектам, планам озеленения и благоустройства.
От редакции: Вот такой любопытный документ, написанный известным алматинским активистом Салтанат Ташимовой, мы опубликовали сегодня. По всем правилам объективной журналистики мы обязательно должны выслушать и другую сторону, против которой выдвинуты достаточно серьезные обвинения. Встретимся мы и с С. Ташимовой, попросим ее более детально рассказать о причинах, сподвигших ее на написание текста Петиции. Следите за материалами на нашем портале!
Текст петиции дается без редакторских изменений