Продолжаем тему проблем самого старейшего парка нашего города — парка Культуры и отдыха, начатую в прошлом обзоре.
И вновь начнем с истории. По сути, культурное озеленение города Верного началось именно с Казенного сада. Отметим, что в будущей южной столице в то время практически отсутствовали парки, скверы, аллеи и сады.
Шло время, менялись представления о дизайне.
Вот так выглядели пруд и островок в 1948-1949 годах.
Островок в 1961 год.
Островок 1969 год.
Островок 1979 год
Островок осень 2024 год
Однако все годы своего существования парк оставался горячо любимым алматинцами. Им гордились, именно в него ходили отдыхать и развлекаться регулярно всеми семьями.
Однако самыми страшными для парка оказались 90-е. Продавалось все, что только можно. У парка оказалось множество так называемых «хозяев», которые думали исключительно о своей прибыли и элементарно грабили это культовое место Алма-Аты. Из 120 Га, принадлежащих парку, осталось только 47.
О том ужасном времени вспоминает Анна Арнольдовна Рубцова, биолог и ландшафтный дизайнер, непосредственный свидетель событий того времени.
Анна Арнольдовна: «Для меня парк всегда очень много значил. Самые старые деревья росли именно здесь. Когда я узнала, что вырубили 23 столетних дуба — мне просто стало плохо. Мы написали петицию и собрали более 130 подписей. Целых 6 лет мы боролись за каждое дерево, за каждую клумбу. У парка было 9 хозяев, всем плевать, никому ничего не надо, кроме прибыли. Мы все снимали, что там творилось, собирали подписи, ходили по всем инстанциям, обращались везде, где только можно и в конце концов, победили. Парк снова отдали городу.
Когда-то наш парк получил государственную премию за партер. Когда вы заходите на территорию, то видите английский парк. Это и есть партер. При СССР итальянские ландшафтные дизайнеры готовы были платить золотом за наши проекты ковровых клумб.
Парк действительно был особенным. Чего только стоил огромный портрет-панно В.И Ленина, созданный из растений» — вспоминает Анна Арнольдовна.
Причем было несколько вариантов портрета. Первый — в головном уборе. А более поздний вариант — без него.
«К нам в Алматы приезжал Филипп Ниез, уникальный человек» — продолжает рассказ Анна Арнольдовна.
Филипп Ниез – ландшафтный архитектор и садовник. Его работы, в частности — садовый дизайн, отличаются высоким профессионализмом и оригинальностью. Команда специализируется на создании садов во Франции и по всему миру, как для частых лиц, так и для организаций. — примечание автора
«Мы ходили на его семинары. Он обнимал наши старые деревья и говорил: «Сохраните это, пожалуйста! В Европе такого уже практически нет. Если вы не сохраните это у себя, вы будете идиотами»!
Нашим парком восхищались многие. Главный архитектор Белоруси Андрей Коровянский, которого Собянин приглашал на работу по Москве. Дмитрий Баранов, основатель очень интересного образовательного бюро «Зеленая стрела» в Питере. Многие известные люди считали наш парк уникальным. — продолжает делиться воспоминаниями Анна Арнольдовна. — И конечно, незабываемой была центральная клумба, на месте которой сейчас Тенгрианский календарь. Сначала, вся эта «скульптурная группа» должна была располагаться прямо у входа в парк, а не на месте клумбы. Клумбу мы тогда смогли отстоять. Даже работы начались у входа. Там до сих пор инсталляция из каменной брусчатки. Когда второй раз этот вопрос был поднят, мы снова собирали пикеты, писали везде и второй раз тоже удалось клумбу отстоять. А в третий раз нам дали понять, что вместо клумбы будет Тенгрианский календарь. И клумбу снесли».
«Сейчас я в парк не хожу — не хочу видеть, во что он превращается, благодаря отсутствию хороших специалистов. А между тем, такие специалисты в Алматы есть» — сказала в заключении Анна Арнольдовна.
Вот такая уже привычная, грустная история.
А мы снова отправляемся в наше «большое путешествие» по алматинскому парку культуры и отдыха вместе с алматинкой с активной гражданской позицией Галиной Айтмукашевной Жандаулетовой. Она ведет нас к озеру. Фактически, озером называют пруд. Пруды появились в «Казенном саду» больше 160 лет назад, на месте оврагов. В настоящее время, пруд остался только один. К нему мы и держим наш путь.
«А вот здесь год назад развернули детский батут, — вспоминает по дороге Галина Айтмукашевна, — Все-бы ничего, но поскольку электропитание в этой части парка отсутствует, для того, чтобы поддерживать батут в рабочем состоянии использовался генератор с убитым двигателем, который дымил и вонял так, что невозможно было находиться на спортивной площадке. К кому только я не обращалась! И к участковому полицейскому, и в акимат, и в санэпидемстанцию — никто не мог его убрать. Неделю пыталась попасть на прием к начальнику подрядной организации, которая занимается парком. И тоже встреча оказалась бесполезной. Убрали злополучный батут только в конце сезона.
Однако в этом году его устанавливать не стали. И, убрать-то его убрали, а весь свой хлам оставили на площадке. Зачем здесь этот полуразрушенный ларек, развалившаяся будка? Любая спичка или непотушенная сигарета может вызвать пожар. Неужели нельзя было все это вывезти, освободив площадку от своего мусора»?
Идем дальше. Вот смотрите. Здесь была трава, прыгали белочки, собирали какие-то семена птички. А сейчас всю траву убрали, заложили плиткой и превратили в фуд-корт. Летом сюда приезжает машина, с которой продают какие-то напитки, еду, снеки. И при всем этом, на двери подрядчика висит объявление — «Аренда не рассматривается».
Откуда же тогда берутся все эти машины с едой и напитками, фотографы с кроликами в корзинах, цыганки с попугаями-предсказателями, продавцы мороженого, сладкой ваты?» — возмущается алматинка.
«А еще с каждым годом множатся кафе и рестораны. Летом вокруг озера не продохнуть от шашлычного дыма, на каждой площадке гремит музыка, тогда как многим, наоборот, хочется отдохнуть в тишине, послушать птиц, подышать свежим воздухом подальше от городского шума и смога.
Конечно, в парке должны быть места, где можно и перекусить, и полноценно поесть, но ведь не столько же! Когда сплошной стеной павильоны и летние площадки, — делится своим мнением Галина Айтмукашевна. И продолжает: «Я считаю, что парк — это место для отдыха и здесь должны быть уголки, где можно слушать тишину, наслаждаться панорамой. Вот это — мое любимое место у озера. Отсюда открывается потрясающий вид на парк и горы. Само озеро открывается во всей своей красоте, уточки плавают, горбатый мостик, колесо обозрения, кругом зелень деревьев. Многие делают фото на фоне этой красоты.
А летом людей этого всего лишили — можно было видеть один черный прямоугольник. Кому в голову пришла дикая идея установить у озера огромный экран и показывать фильмы? Неужели негде больше посмотреть кино? Лишили посетителей прекрасной панорамы, распугали всех птиц и белок, набросали мусора в озеро. Ведь смотрели фильмы прямо с озера, сидя в лодке или на катамаране. Естественно, особо не задумывались, куда бросить бутылку из под напитка, фантики от сладостей или упаковку от еды….
Кстати, о мусоре. Да, у многих наших людей с культурой проблемы, мусор выбрасывать в урны не приучены, но ведь надо еще и почаще убирать. Почему весь этот пластик до сих пор плавает в озере? Уже сезон закончился, скоро все льдом покроется, а бутылки и пакеты до сих пор плавают в воде, — возмущается горожанка.
«Парк создавался для людей, для их культурного досуга, чтобы они могла отдохнуть, погулять, чтобы ходить было удобно и безопасно, — рассказывает наша собеседница, подходя к мосту. — Многие идут в парк заниматься спортом, кто-то бегает, кто-то занимается скандинавской ходьбой, кто-то просто ходит по мере сил и возможностей. Я, например, иногда прохожу до 10 км в день! И смотрите, какая проблема. Раньше мостик был покрыт асфальтом. Летом опасности вовсе не было, так как асфальт не скользкий, а зимой приходилось идти осторожнее, придерживаясь за перила. Сейчас мостик «догадались» покрыть каменной плиткой. Он стал скользким даже утром, от росы или в дождь.
А зимой это и вовсе скользкая горка, аттракцион «пройди-не упади»… Приходится цепляться за перила изо всех сил, чтобы подняться по довольно крутому подъему и спуститься по такому же крутому спуску, не поскользнуться и не упасть. Вы же знаете, на сколько такие падения опасны, особенно для пожилых людей. Да и как положили эту плитку? Тяп-ляп! Непрофессионально, хъалтурно! Все отваливается, болтается, от оснований фонарей вся облицовка отвалились. Посмотрите, как «лежат» лампочки внутри самих плафонов? Горят ли они вообще? Кто за это безобразие должен отвечать»?
«Здесь все аттракционы уже не первой свежести, краска порядком выгорела на солнце. Летом тут полно народу, все аттракционы работают, но чтобы прокатиться нужно выложить немаленькую сумму. Хотелось, чтобы они были исправны, безопасны и красивы. Скамейки тоже облезли, давно пора обновить краску. Фонтан тоже потерял часть своей облицовки.
Похоже, что тут только подметают дорожки, а делается далеко не все, что необходимо» -справедливо замечает Галина Айтмукашевна.
«А вот и здание администрации. — показывает она на двухэтажное здание — Сюда я пыталась прорваться, когда боролась с тем ужасным батутом и коптящим генератором. Вот смотрите, табличка про отсутствие аренды так и висит, рядом с названием компании-подрядчика.
Раньше все эти территории принадлежали парку — он был на много больше. А сегодня тут стоят непонятные заборы. Что там находится и кому принадлежит? Нигде не указано. Стоят несколько коттеджей, которые появились в 90-х, в них живут люди».
Мы подходим еще к одному зданию, рядом с которым валяются какие-то ветки. «А не так давно, буквально к 165-летию парка, и вовсе собрались построить здесь студенческое общежитие. Конечно, многие люди высказывались против подобной застройки. — поясняет Галина Айтмукашевна. — Мы писали куда только можно и парк удалось отстоять. Вот только на месте, которое было отведено под общежитие начали вырубать деревья и кустарники. Стаскали все это в кучу, да так и бросили. Все это стоит уже не первый год — никто не пытается вывести весь этот мусор.
Вот такая арка стоит, однако внутри отошла вся краска с потолка и стены разрисованы и пестрят надписями. Того и гляди, отвалится все. Ведь можно покрасить, обновить.
Здесь много где висят знаки «выгул собак запрещен», однако люди с собаками тут гуляют. Но дело вовсе не в этом, а в том, что они не убирают за своими животными. Я не против собак, но ведь надо, чтобы продукты жизнедеятельности не валялись на дорожках и в траве. Принес пакет, собрал за своим животным, выбросил в урну. Опять-таки — возвращаемся к культуре. Точнее, к ее отсутствию.
Раньше здесь был детский парк. Тут ходил настоящий, а не игрушечный тепловоз, которым управляли школьники. Дети с удовольствием работали летом на этой детской железной дороге. Кондукторы проверяли в вагонах билеты, при отправлении поезда, делали отмашку флажками. Видимо, им было интересно. Сейчас старый локомотив стоит на запасном пути. Хотя это, пожалуй, громко сказано. Внутри все уничтожено и сломано, остался, по сути, только остов. В этом году его хотя-бы покрасили. А до этого он много лет стоял страшный и ржавый».
Мы находимся на окраине парка, неподалеку шумит автотрасса.
«Когда-то тут была построена большая крепость, потом ее разрушили, построили что-то другое. Сейчас от крепости остался небольшой кусочек» — рассказывает наш добровольный гид. — А это часть парка, в которой сохранились старые деревья. Интересно, сколько этой осине лет? И сколько она еще простоит.
Вот, обратите внимание, арык, который оканчивается «тупиком». Куда должна течь вода по такому арыку? И откуда?
Вот когда-то развесили скворечники и кормушки для птиц и белок. Обратите внимание, на многих скворечниках сбиты крыши. Кто-то из посетителей парка постарался. И никому не нужно — полное равнодушие. Кто там поселится?
Хотелось, чтобы наш парк изменился в лучшую сторону, были исправлены многочисленные проблемы, ведь это уникальное место для прогулок и отдыха со своей многолетней историей и его необходимо заботливо сохранить и сделать лучше и удобнее» — высказывает свое пожелание Галина Айтмукашевна.
А между тем, посетители в парке есть даже поздней осенью и зимой. Что говорить о теплых месяцах года?
Центральный городской парк — это истинное лицо города. Не обилие разномастных ЖК и почему-то ставшие главными центрами «культуры» ТРЦ, — как многие думают.
Большинство тех, кто приезжает в Алматы на отдых или в гости стремятся попасть именно сюда в городской парк, который был некогда уникальным. И поэтому необходимо, чтобы парк выглядел подобающим образом, чтобы он был гордостью нашего города, чтобы в нем с удовольствием гуляли горожане, как говорится от «мала до велика». Могли найти место для пробежек спортсмены и те, кто ведет здоровый образ жизни, чтобы в парке было удобно пенсионерам, инвалидам, мамам с детьми и колясками, чтобы открылись аттракционы и спортивные площадки интересные подросткам, чтобы о нем писали, как об одном из красивейших парков мира, чтобы о нем с восторгом отзывались как самые именитые зарубежные гости, так и приезжие из далеких аулов. Словом, нужна забота и понимающие и любящие свое дело профессионалы. И, конечно, средства.
Большую часть возникших вопросов мы передадим в городской Акимат. И обязательно поделимся ответами с вами, нашими читателями. Кстати, нам очень интересно ваше мнение о прочитанном — пишите свои комментарии, делитесь информацией о красивейшем месте нашего города, которое мы должны спасти все вместе.