Мы все помним, как совсем недавно сервис по аренде электросамокатов алматинцы встретили на ура, но тогда никто не знал, что под колёсами этого транспорта начнут гибнуть люди, а пешеходы превратятся в невротиков, оборачивающихся на каждый шорох, отмечает BES.media,
Сервисы по аренде популяризировали электросамокаты до максимума – дороги и тротуары Алматы заполонили рассекающие на двухколёсном транспорте. Несмотря на ограничения и попытки полицейских штрафовать нарушителей, тротуары и дороги всё ещё полны людей, едущих на самокатах и не соблюдающих скоростной режим.
Как самокатчики влияют на уровень тревожности пешеходов? Готова ли городская инфраструктура к такому наплыву транспорта? Что говорят алматинцы об аренде электросамокатов? И как эту проблему для комфорта всех сторон решают в других городах мира?
В чём проблема
Алматинцы наверняка сталкивались с ситуацией, когда неспешно идёшь по тротуару, но внезапно сзади раздаются тревожные трели: самокатчик то ли требует уступить ему дорогу, то ли просто предупреждает, что едет.
На прогулке с ребёнком у дома тоже не отдохнуть – приходится быть настороже и не сводить глаз с чада. Водители автомобилей, и так обязанные быть начеку, теперь должны ещё больше крутить головой, опасаясь внезапно вылетающих ездоков на самокатах.
Когда начали появляться электросамокаты в Казахстане
Электросамокаты в Казахстане появились около 5 лет назад. В 2019 году объявился кикшеринговый сервис с электросамокатами Ozim Scooters. Позже рынок Алматы захватили сервисы проката JET, Whoosh и «Яндекс Go». Кроме них в аренду двухколёсный транспорт предоставляют и частные владельцы через площадку OLX.
Сколько зарабатывают на аренде самокатов
Сооснователь и операционный директор JET Мейрамбек Абелкасов в интервью DigitalBusiness говорил, что в 2024 году выручка, включая все рынки и франшизы JET, должна достичь 30 млн долларов. А за 2,5 года работы сервису JET удалось заработать 24 млн долларов на парке из 23 тысяч самокатов и более 20 млн совершённых на них поездках в 7 странах.
Самокаты «Яндекс Go» появились позже JET и были запущены в Алматы в марте 2023 года. В открытых источниках нет информации о том, сколько заработал на казахстанских пользователях «Яндекс». Лишь сообщалось, что инвестиции в запуск сервиса в Казахстане составляют более 7 млн долларов.
Что изменилось на дорогах
Год назад, 30 августа 2023 года, в Казахстане приняли закон, регулирующий движение электросамокатов. Их признали транспортным средством с разрешённой скоростью до 25 км/ч. На тротуарах их движение ограничено скоростью до 6 км/ч. Водитель электросамоката обязан иметь права любой категории, носить шлем и светоотражающую одежду. Если нет водительского удостоверения – необходимо получить временное.
Нарушителей привлекают к ответственности и штрафуют на 5 МРП – 17 250 тенге.
Но не все соблюдают ПДД: пока законопослушные граждане ездят по велополосам, другие без шлемов носятся на немалой скорости по тротуарам.
Сколько человек гибнет в ДТП с самокатами
Когда полиция публикует статистику ДТП с участием самокатов, в неё также включают данные о мопедах. Например, сообщалось, что за полгода 2024-го в Алматы в ДТП с самокатами и мопедистами погибли семь человек, ещё 500 получили травмы.
В 2023 году произошло 8 аварий, в которых 8 человек получили травмы, один скончался в результате ДТП. Депутат мажилиса Сергей Пономарёв в 2023 году говорил, что каждая больница в Алматы ежедневно принимает в среднем 3-4 участника происшествий с участием электросамокатов.
Аким Алматы Ерболат Досаев в 2022 году говорил, что его тоже чуть не снесли самокатчики. В том же году в Алматы произошёл трагический инцидент, в результате которого 27-летняя девушка на самокате погибла, врезавшись в открытую дверь автомобиля.
В Алматы полиция периодически устраивает рейды, но некоторые самокатчики всё равно ездят без шлемов или развивают скорость больше 6 км/ч на тротуарах.
Недавно в Актау, где не так популярны самокаты, полицейские задержали водителя самоката, который ехал по проезжей части, мешая легковому и общественному транспорту. За это ему назначили штраф в 2 МРП (3784 тенге).
BES.MEDIA