На площадке НПП «Атамекен» обсудили внедрение Информационной системы «ЕQurуlys» в строительной отрасли. Работа по внедрению ИС «ЕQurуlys» осуществляется Комитетом по делам строительства и ЖКХ уже с 2018 года. Целью ее является автоматизация контроля за качеством строительства и приемки объектов в эксплуатацию, перевод ведения всей исполнительной документации в электронный формат. Ожидалось, что субъекты строительной отрасли будут подключены к единой государственной информационной системе, которая будет бесплатной.
На деле все оказалось иначе. Комитет по делам строительства и ЖКХ Министерства промышленности и строительства передал Портал «ЕQurуlys» в доверительное управление своей дочерней организации – АО «КазНИИСА», которая будет подключать к Порталу разработчиков частных информационных систем. В свою очередь, субъекты рынка, которых обязали вести всю исполнительную документацию по строящимся объектам в электронной форме, должны подключиться к существующим либо разработать собственную информационную систему.
Важным моментом является то, что сегодня это всего одна частная компания, которая является разработчиком самого Портала, безвозмездно переданного уполномоченному органу.
Подходы уполномоченного органа по внедрению Портала «ЕQurуlys» вызвали широкий резонанс среди участников строительного рынка. Главным барьером бизнес считает невозможность осуществления деятельности без подключения к частной информационной системе.
Почему подключение к Порталу является платным, каким образом устанавливались тарифы, и кто отвечает за безопасность данных попытались разобраться в Атамекене.
«От бизнеса поступают много вопросов по использованию портала, тарификации, ценообразованию, риску монополизации рынка. Определенно создается некая нагрузка на бизнес и кабальные условия. Мы видим, что подрядчиков ставят в безвыходное положение: если не подпишешь договор и не заплатишь, доступа к системе не получишь. А если не будешь работать в системе – тебя накажут. Так быть не должно. Должна быть альтернатива. Должен быть переходный период. Хотелось бы услышать четкие разъяснения и позицию уполномоченного органа в данном вопросе», – отметил Заместитель Председателя Правления НПП «Атамекен», Мурат Амрин.
Как отметили участники в ходе совещания, даже портал Государственных закупок имеет понятную и утвержденную систему тарификации, стоимость которой начинается всего от 1 МРП в год.
И.о. Заместителя Председателя Комитета по делам строительства и ЖКХ Жалқұл Сұлтанғали на совещании презентовал цели и задачи внедрения Портала «ЕQurуlys». Он озвучил, что на его разработку, внедрение и развитие не предусмотрено выделения средств из бюджета. По его словам, задача государства – создать механизм и условия, при которых бизнес сам должен формировать эти процессы, в том числе и решать вопросы ценообразования.
«Сама система на языке программистов называется «шиной», к которой смогут подключиться любые субъекты, которые разработают свою собственную информационную систему. Политику ценообразования работы в системе определять будет уже сам бизнес. Таким образом мы создаем рыночные условия» – пояснил С. Жалқұл.
«Вопросов по системе достаточно много. Главный вопрос — это вопрос который касается платности. Все-таки бизнес до сих пор не понимает, какова цена? Каким образом можно подключиться к шине, то есть может ли любая строительная компания подключиться к шине без разработки какой-то иной информационной системы чтоб исполнять требования законодательства бесплатно?
В целом нам говорят, вы избавитесь от бумаги вам станет легче и лучше, но при этом вся остальная нормативно-правовая документация говорит о том, что вы помимо того, что обязаны сейчас ввести эту документацию в электронном виде должны еще дублировать на бумаге», – сказал Президент ОЮЛ «Ассоциация Застройщиков Казахстана», Виктор Микрюков.
Как отметили участники совещания, разработка собственных информационных систем требует достаточно большого количества времени, ресурсов и финансов, и не по карману большинству участников рынка. Было отмечено, что для одной частной системы подключение к Порталу будет стоить от 10-12 млн. тенге.
«Ознакомившись с предлагаемыми тарифами за пользование Порталом «eQurylys.kz» в части ведения исполнительно-технической документации на объектах строительства, считаем их необоснованными и завышенными», – отметил представитель ОЮЛ «Союз дорожно-строительных, инжиниринговых организаций «ОRTALYQ», Серик Искаков.
По его расчетам, исходя из количества реализуемых в текущем году бюджетных проектов, разработчик системы за год «заработает» на ней порядка 5 млрд. тенге. А с учетом того, что на практике большинство проектов являются «переходящими», из-за несвоевременного финансирования заказчиками, и реализуются в течении двух, а то и трех лет, система будет ежегодно зарабатывать до 10 млрд. тенге.
С учетом наличия пока только одной информационной системы, имеются серьезные риски монополизации рынка, на что требуется позиция антимонопольного органа.
«В части внедряемых информационных систем для государственных нужд у АЗРК четкая позиция, которая заключается в том, что подобные системы должны финансироваться только за счет бюджетных средств. В первую очередь, мы будем рассматривать корректность действий Комитета по делам строительства и ЖКХ на предмет наличия антиконкурентных действий в соответствии с Предпринимательским кодексом РК в части ограничения конкуренции, на предмет соблюдения всех необходимых процедур» – пояснил Директор Департамента индустрии, государственной поддержки и закупок АЗРК Алибек Тюлюбеков.
Касательно платности пользования Порталом и установления тарифов он озвучил, что соответствующие приказы, устанавливающие цену за предоставляемые услуги ИС «eQurуlys» с АЗРК не были согласованы, и для выяснения всех обстоятельств будут проведены необходимые мероприятия.
Также участники совещания выразили опасения относительно обеспечения информационной безопасности данных, загружаемых на Портал. Ни один субъект бизнеса не может получить гарантии от владельца информационной системы о том, что его данные не будут распространяться, отмечают спикеры.
«Неужели нельзя было оставить в качестве альтернативы существование бумажного носителя исполнительной документации, как это предусмотрено в других информационных системах? А вдруг завтра возникнет спор? Авторский или технический надзор скажет, это не моя подпись, это не я принимал? Мы же все знаем, что означает любая экспертиза в рамках АППК, гражданского или уголовного процесса, что она проводится по бумажным оригиналам. Кроме того, есть множество проектов, которые реализуются с грифом, к примеру ДСП. По ним документация должна вестись на бумажном носителе», – считает Вице-президент по юридическим вопросам ТОО «Bazis Holding Company» Раушан Бижкенова. В целом бизнес надеется, что уполномоченный орган пересмотрит подходы к внедрению Портала, учтет замечания бизнеса и внесет поправки и доработки.