Проект слишком «сырой», чтобы рабочая группа мажилиса приступила к его постатейному рассмотрению, заявили участники строительного рынка Казахстана
Профессиональное сообщество осталось крайне недовольно нашумевшим проектом Строительного кодекса (СК), который сейчас находится на рассмотрении в мажилисе. Представители союзов архитекторов, градостроителей, строителей РК, Национальная палата проектировщиков и Палата экспертных организаций Казахстана направили больше десятка писем в администрацию президента РК, председателю мажилиса Ерлану Кошанову и руководителям всех партийных фракций, представленных в нижней палате парламента, с предложениями вернуть проект СК на доработку в министерство промышленности и строительства (МПС), передает inbusiness.kz.
Эту просьбу они озвучили также на круглых столах, проведенных партийными фракциями Народной партии Казахстана, ДПК «Ақ жол», Respublica в мажилисе. Профессиональное сообщество предлагает минпромстрою перед началом постатейного рассмотрения проекта СК в рабочей группе мажилиса сначала устранить вопиющие нарушения норм законодательства. А также учесть все предложения НПП РК «Атамекен», отраслевых ассоциаций, творческих союзов.
В рамках рабочей группы мажилиса невозможно основательно доработать проект СК до уровня Градостроительного кодекса, уверены отраслевики. По их словам, необходимо отрабатывать с ними нормы кодекса детально, постатейно, с привлечением большого количества профессиональных юристов, архитекторов, градостроителей, экспертов стройпроектов. Но самое главное, исправлять брак должны сами разработчики кодекса, а не депутаты мажилиса, считают они.
По мнению председателя комитета по делам строительства НПП «Атамекен» Ирины Манжановой, ранее, чтобы «утихомирить» разгневанное бизнес-сообщество и творческие союзы, минпромстрой провел три расширенные встречи. Тогда стало ясно, что в министерстве не хотят их слышать, считает она.
«По сей день разработчики активно пропагандируют идею, согласно которой участники отрасли критикуют разработанный проект якобы из-за содержащихся в нем норм ответственности, ставших более жесткими по отношению к строителям, – говорит Ирина Манжанова. – Абсолютно несерьезный довод! Регулирование ответственности подрядчиков в предлагаемом проекте кодекса не стало намного строже. Строители давно уже привыкли к тому факту, что практически за все отвечают сами. Проект просто плох! Он не новаторский, не предполагает никаких комплексных мер для регулирования процесса урбанизации, не содержит в себе механизмов и алгоритмов пролонгированного планирования градостроительной деятельности».
По ее словам, проект кодекса не решает существующие проблемы строительной отрасли, включая вопросы разделения компетенции государственных органов между собой, долгосрочного участия бизнеса в развитии городов, регионов, сел.
Как отметила президент Союза градостроителей РК и архитектор Любовь Насынбаева на заседании круглого стола в «Алматыгенплане», если СК примут в таком виде, работать по нему, проводить контроль и мониторинг станет невозможным.
«Если внимательно его посмотреть, в нем есть и лобби, как строительное, так и земельное. И это вообще неприемлемо. Эти два вопроса делают нашу застройку сегодня именно такой, какая она есть», – считает Любовь Насынбаева.
И это только малая часть замечаний, внесенных архитекторами и градостроителями по поводу скандального проекта Строительного кодекса.
В профессиональном сообществе утверждают, что этот НПА противоречит Закону РК «О правовых актах», по которому кодекс – это закон, в котором объединены и систематизированы нормы права, регулирующие однородные важнейшие общественные отношения. Между тем, согласно статье 8 Закона РК «О правовых актах», строительство не отнесено к однородным важнейшим общественным отношениям, которые регулируются кодексами РК. Таким образом, объяснили авторы писем, разработчики СК из министерства промышленности и строительства РК представили в мажилис не кодекс, а консолидированный закон, который регулирует комплексные общественные отношения в сфере (области). И то проект можно назвать консолидированным законом с большой натяжкой, говорят в профессиональном сообществе. К примеру, разработчики включили в него ряд норм, не имеющих к кодексу никакого отношения. Это долевое участие в жилищном строительстве, саморегулирование, благоустройство. Кроме того, необходимо получить соответствующее правовое заключение по виду представленного проекта нормативного правового акта. Так, какой документ представил минпромстрой в мажилис – кодекс или закон, задаются вопросом в профессиональном сообществе.
Кроме того, добавили в Союзе строителей Казахстана, проект кодекса разрабатывали в сжатые сроки. Во время его обсуждения с представителями строительной отрасли в чате Telegram не успели обсудить кодекс даже по разделам, не говоря о постатейном разборе. Как отметила исполнительный директор Союза строителей РК Аягоз Шонанова, ни одной встречи с рабочей группой, созданной в ноябре 2022 года бывшим МИИР РК для разработки проекта кодекса, в рамках его обсуждения не состоялось. Ранее мы информировали, что депутат мажилиса парламента РК Елнур Бейсембаев возмутился огромными тратами на разработку проекта Строительного кодекса. По его данным, на его разработку в 2023 году из бюджета выделили 382,5 млн тенге. Притом что оригинальность текста проекта СК составила 1%, поскольку он вобрал в себя содержание трех уже существующих законов, каждая его страница обошлась государству в 1,6 млн тенге!