Почему нам нужен «Архимед по теплу»?

0
2323

Напуганная прошлой зимой общественность обостренно реагировала на сообщения о сбоях в начале отопительного сезона, а таких случаев было довольно много. На самом деле, все было в пределах обычной нормы, ни одна авария не вышла за пределы быстро устраняемых. И вообще, не все знают, но свищ на котлах или прорыв в теплосетях или какая-нибудь неприятность на багерной насосной – это самый привычный ежедневный график работы энергетиков.

А вот что, действительно, является особенностью данного зимнего сезона, это не повышенный градус тревожных ожиданий, и даже не выход почти на предел изношенности и нехватки мощностей как большой, так и коммунальной энергетики. Это все еще не самое тревожное, потому что система чрезвычайно инерционна и пока сохраняет запас прочности. Если даже довести ее до коллапса, и он растянется на несколько лет.

Самое тревожное, это нависшая над всей электроэнергетикой, над всеми ее субъектами: электростанциями, сетями и сбытовыми организациями, над органами управления, неспособность адекватно отреагировать на уже вставшие в полный рост вызовы.

Почему нам нужен «Архимед по теплу»?

Назовем два главных: это инвестиции и тарифы.

Политика «тариф в обмен на инвестиции» это полный тупик. Минэнерго благоразумно воздерживается от оценки, в какой тариф обойдется устранение износа, но оно и так понятно – как минимум, в удвоение действующего. Точно такое же воздержание в отношении тарифа на ввод новых мощностей, потому что там нужен не один, а как минимум еще два сегодняшних тарифа.

А еще благоразумное воздержание объясняется отсутствием достоверного знания о состоянии отрасли: нет системы, в которой разрабатывались бы схемы теплоэлектроснабжения городов, на их основе – схемы развития генерации и электросетей на 5-10-15 лет для всего Казахстана. Нет системы профессионального независимого нормирования технико-экономических показателей и такого же аудита реальной деятельности электростанций и сетей, без чего невозможно ни составление адекватных тарифных смет, ни рассмотрение новых тарифных заявок.

Соответственно, если даже для кого-то и утверждаются инвестиционные тарифы, то сами «инвестиционные» проекты разработаны «на коленке», нет никаких гарантий, что именно сюда необходимы первоочередные вложения, нет гарантий правильного их подсчета и уж тем более нет проверки, на что на самом деле ушли средства.

Почему нам нужен «Архимед по теплу»?

Идем далее: коль скоро предельный износ действующих мощностей при одновременном их дефиците дело повсеместное, то и реновация, и новое строительство должны быть поставлены на поток. То есть, вместе с ушедшей с советским прошлым системой перспективного проектирования надо восстанавливать и строительно-монтажный комплекс.

Продолжаем: если политику «тариф в обмен на инвестиции» прикладывать к действующим электростанциям, электрическим и тепловым сетям, то невольными инвесторами, без каких-либо прав на такие свои «инвестиции», становятся потребители – население и малый-средний бизнес.

(Примечание: крупный бизнес из-под всего этого выведен: у него собственные приватизированные электростанции и сети, собственные тарифы, его проблемы национальной энергосистемы, — заботами Правительства, не касаются. Хотя системными услугами он пользуется, и эти услуги тоже ложатся на тариф).

Ну так вот: у невольных «инвесторов» в принципе нет тех денег, которые предполагается собрать через тариф на реновацию и расширение ГРЭС, ГЭС, ТЭЦ, электрических и тепловых сетей. Таким образом можно собирать неплатежи и обеспечивать сокращение потребления, то есть душить экономику и население.

И финальная глухая стенка в глубине этого тупика, хотя именно в нее вся такая политика уже сейчас и упирается: выход за коридор инфляции.

Поясняем. Вся большая и коммунальная энергетика в действующей у нас с конца 90-х годов «вывозной» экономической модели не создавалась. Она была унаследована от Казахской ССР и, благодаря обрушению нагрузок в 90-е годы и очень медленному их росту даже в «тучные годы», эксплуатировалась элементарно на износ. Соответственно, отмерли за ненадобностью системы проектирования, нормирования и аудирования, рассыпался строительно-монтажный комплекс. Да и ремонтная инфраструктура тоже сильно скукожилась.

И в рамках этого же «упрощения» тарифная политика от Минэнерго давным-давно была передана в Министерство национальной экономики. С тех пор повышение тарифов осуществлялось очень просто – в рамках высчитанной для отрасли, этого региона и этого предприятия доли в коридоре инфляции. Составление и подача тарифных заявок, вместе с массой прикладываемых обоснований, сохранилось, но как ритуал. На самом деле тариф индексировали лишь по инфляции, и только в исключительных случаях чуть добавляли.

Но теперь провозглашенная правительством политика «тариф в обмен на инвестиции» входит в клинч с правительственной же политикой сдерживания, ради удержания инфляции, инфраструктурных тарифов. При том, что запланированный на этот год целевой показатель инфляции в 6 процентов уже сейчас выходит на 10,2% — чуть ли не в два раза больше. Не хватает еще запустить тарифный мультипликатор всеобщего роста цен на рынке, чтобы пустить по ветру всю макроэкономическую, заодно с социальной, стабильность.

В результате получаем такой «компромисс»: тарифы в энергетике повышают, и по меркам потребителей – существенно. Но правительство идет на это судорожно, под давлением непреодолимой необходимости, в гомеопатических с точки зрения потребности в средствах дозах.

Почему нам нужен «Архимед по теплу»?

Одним словом – тупик, как практический, так и концептуальный.

Пишу все это не для нагона ощущения безнадежности, а, наоборот, в оптимистическом ожидании перехода на новую энергетическую – тарифную и инвестиционную модель. Она называется «Концепция устройства рынка электроэнергии в системе Единого закупщика с позиций гарантированного и доступного снабжения потребителей».

Главный смысл для потребителей: единый национальный долгосрочный тариф, как ценовой «якорь» для всей экономики, величиной примерно той же, что и сегодня. При этом утверждаются категории потребителей (от электроплавильных печей, теплиц и населения и до ТРЦ и казино) с понижающими или повышающими коэффициентами по каждой категории. И еще, по выбору потребителя, повышающий вечерний и пониженный ночной коэффициенты.

Концепция лежит у министра, лежит у депутатов парламента, лежит в «Атамекене», в Электроэнергетической ассоциации, возражений нет, движения тоже.

Суть в том, что дожившая до невозможности продолжения система очень хорошо пожила, крепко попользовалась и теперь не активно, но мощно-подспудно сопротивляется. В ней сейчас каждый за себя, за свое обжитое место, а того Архимеда с рычагом и точкой опоры – не видно.

Петр Своик, Facebook

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь