Cтроительный кодекс — проблемы, согласования и споры

0
474

В Казахстане форсированными темпами ведется согласование проекта нового Строительного кодекса (СК) РК с государственными органами. Как пояснили в НПП «Атамекен», это связано со сжатыми сроками исполнения поручения главы государства, согласно которому до конца 2023 года уполномоченный орган – министерство промышленности и строительства РК должно внести проект СК в мажилис.

Этот документ с начала своего появления вызвал большие волнения в бизнес-сообществе. По мнению организаций, которые занимаются экспертизой строительных проектов, если принять кодекс в его нынешнем виде, то он приведет к монополизации, необоснованному перераспределению объемов работ в пользу РГП «Госэкспертиза». Причем такая ситуация будет выгодна не государству и бизнесу, а лишь определенному кругу лиц.  Частных экспертов поддержали ряд депутатов мажилиса и НПП «Атамекен».

Нет последовательности

Как рассказала inbusiness.kz управляющий директор, руководитель департамента строительства и земельных отношений НПП РК «Атамекен» Назира Усенова, официально проект Строительного кодекса «заходил» к ним, в Национальную палату предпринимателей, в конце августа. 19 сентября НПП «Атамекен» представила свое экспертное заключение к проекту СК, в котором выразила консолидированную позицию бизнес-сообщества о низком качестве разработанного документа, а также направила целый ряд замечаний в виде сравнительной таблицы. С тех пор содержание проекта кодекса существенно поменялось, а отдельные его нормы явно не в пользу бизнеса.

Cтроительный кодекс — проблемы, согласования и споры

По информации Палаты экспертных организаций, в проекте СК сейчас появилась норма, которая кардинально пересматривает уровни ответственности объектов при экспертизе проектов и строительстве. Таким образом, подчеркивают в экспертном сообществе, разработчики законопроекта хотят перераспределить объекты строительства, а значит, и объемы экспертных работ, между государственной монополией и частным рынком.

Так, к примеру, разработчики внесли в статью 123 проекта СК «Экспертная деятельность, отнесенная к государственной монополии» нормы, согласно которым объемы частных экспертных работ уменьшаются с нынешних 80% до 10%. В то же время доля РГП «Госэкспертиза» вырастет с 20% до 90%. Также в проекте Строительного кодекса появилась норма о сверхмонопольной деятельности РГП «Госэкспертиза» на оказание консультационных услуг в сфере проектирования и проведения комплексных вневедомственных и градостроительных экспертиз, говорят участники рынка.

По мнению бизнес-сообщества, мало того что госорганы ведут себя крайне непоследовательно и, откровенно говоря, непорядочно по отношению к предпринимателям, так еще своими действиями противоречат поручению главы государства на расширенном заседании правительства 2 февраля 2022 года о демонополизации строительной сферы, поддержке малого и среднего предпринимательства.

Непоследовательность политики государства заключается в том, говорят участники рынка стройэкспертизы, что еще в 2015 году в Казахстане приняли «План нации: 100 конкретных шагов по пути реализации пяти институциональных шагов», в котором предусмотрена поэтапная передача в конкурентную среду комплексной вневедомственной экспертизы проектов строительства. Теперь, когда рынку отдана значительная часть в этой сфере, его хотят разрушить.

В Нацпалате напомнили, что ранее госорганы в Казахстане в лице министерства индустрии и инфраструктурного развития, комитета по делам строительства и ЖКХ уже делали попытки сократить долю рынка строительной экспертизы через изменения правил.

«Но тогда было много возмущений, возник резонанс среди частных экспертов. Теперь же поправки в проект Строительного кодекса могут значительно сократить долю рынка, – говорят в НПП «Атамекен». – Конечно, частные эксперты очень озадачены, озабочены, возмущены ситуацией. Агентство по защите и развитию конкуренции (АЗРК) поддерживает бизнес-сообщество, выражая позицию, что так не должно быть. Это противоречит политике государства по развитию рынка и сокращению доли участия государства. Плюс мы говорим о том, что обязательно, согласно требованиям законодательства, должен быть анализ регуляторного воздействия (АРВ), который провел бы орган-разработчик СК. Требовать его проведения должно МНЭ, потому что оно является уполномоченным органом».

Сначала раскачивались, теперь пожарными темпами?

Помимо того, что рассматриваемый документ содержит спорные по содержанию нормы, бизнес-сообщество обеспокоено тем, что проект Строительного кодекса «рассматривают очень форсированно».

Представители бизнеса считают, что сегодня в приоритете у госорганов не качество документа, а своевременное исполнение поручения президента РК, чтобы никого не наказали за срыв сроков. До конца года проект должен зайти в мажилис. Но нужно учитывать, что Строительный кодекс разрабатывают в Казахстане впервые. Для этого, отмечают эксперты, нужно больше времени, ресурсов, изучение международного опыта по внедрению инновационных инструментов в процесс строительства и эксплуатации объектов, обсуждение подходов с научным и профессиональным сообществом, исследования, опросы среди населения, бизнеса.

В НПП «Атамекен» рассказали, что представители отраслевых ассоциаций всерьез обеспокоены такими «пожарными» темпами разработки проекта Строительного кодекса и неоднократно обращались к госоргану с просьбой продлить сроки его внесения в мажилис, потому что считают, что такой «сырой» документ не должен рассматриваться депутатами и требует доработки.

Cтроительный кодекс — проблемы, согласования и споры

Неукоснительное исполнение поручений

Палата экспертных организаций, компании, входящие в ее состав, написали в адрес минюста, МНЭ, АЗРК несколько десятков писем по поводу скандального проекта Строительного кодекса. Последние письма датированы 30 ноября 2023 года. В них участники рынка стройэкспертизы просят отправить проект СК РК на доработку в связи со «значительными нарушениями норм законодательства и в целях неукоснительного исполнения поручений президента РК Касым-Жомарта Токаева по демонополизации строительной деятельности и поддержке малого и среднего бизнеса».

В ответ на эти письма в министерстве юстиции авторам разъяснили правила законотворческой работы правительства, отметив при этом, что минюст даст свое заключение по проекту Строительного кодекса РК, проведет юридическую экспертизу «в соответствии с требованиями законодательства».

В агентстве по защите и развитию конкуренции экспертам ответили, что после рассмотрения законопроекта из АЗРК направили в адрес разработчика замечания и предложения в пределах своей компетенции.

«Ввиду несогласия с направленными замечаниями министерство промышленности и строительства РК представило возражения концептуального характера. Учитывая отсутствие согласованной позиции, дальнейшее рассмотрение разногласий между государственными органами будет осуществлено в установленном законодательством порядке», – добавили в АЗРК.

«Под надежной крышей»

На днях депутат мажилиса парламента РК Болатбек Алиев в своем аккаунте Facebook «прошелся» по РГП на ПХВ «Госэкспертиза» комитета по делам строительства и ЖКХ министерства промышленности и строительства РК, заявив, что это предприятие «монополизировало рынок госэкспертизы, работая под такой надежной крышей и с незаконно утвержденными космическими тарифами».

«Самое интересное, что основным плательщиком за проведение экспертизы являются госорганы и эти расходы ложатся тяжким бременем на бюджет, – считает народный избранник. – А это наши с вами налоги, которые в качестве платы за проведение экспертиз по неутвержденным тарифам без проблем перетекают в чей-то карман, позволяя безапелляционно кому-то неплохо зарабатывать на ровном месте. Ну чем не пиявка на теле государства? Цены на услуги по проведению экспертизы утверждены ведомственным приказом, угадайте, кем разработанным? Правильно, тем же комитетом по делам строительства».

По его словам, выгодополучателей сложившейся ситуации следует искать в недрах министерства промышленности и строительства РК и самого правительства.

Ранее АЗРК РК и министерство национальной экономики заявляли о необходимости повышения качества экспертизы строительных проектов за счет ужесточения госконтроля за этим сектором, обязательного проведения анализа регуляторного воздействия в случае разработки новых законопроектов, но никак не путем перераспределения объемов между рынком и госэкспертизой в пользу последней.

По информации Болатбека Алиева, он вместе с коллегами инициировал обращение в минюст, минфин и АЗРК о необходимости проведения проверки, приведения в порядок тарифов по ценообразованию на услуги «Госэкспертизы».

Cтроительный кодекс — проблемы, согласования и споры

В свою очередь корреспондент inbusiness.kz решил направить запрос в министерство промышленности и строительства РК, с тем чтобы выяснить, каким образом очень спорные поправки о перераспределении объемов экспертизы строительных проектов появились в проекте СК РК.

Ранее сторонники передачи доли рынка в РГП «Госэкспертиза», в частности представители комитета по делам строительства и ЖКХ, не раз заявляли, что пришли к такому решению из-за имеющих место нарушений в сфере частной стройэкспертизы. При этом мнения оппонентов о том, что много нарушений выявлено и в работе РГП «Госэкспертиза», а также предложения Палаты экспертных организаций Казахстана по повышению эффективности экспертных работ и уровня ответственности всех участников сферы экспертизы проектов госорган игнорирует.

 Ольга Ушакова

Публикуется с сокращениями

:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь