Смрад да и только! Кто травит жителей Карасайского района Алматинской области

0
1417

На его территории несколько открытых котлованов, в которые сбрасывают сточные воды фабрики, административные здания, кафе и дома. Смрад, стоящий в округе, отравляет жизнь более 40 тысячам жителей. Тошнотворный запах с примесью едких веществ распространяется на сотни метров, химикаты просачиваются в почву. Власти давно в курсе локальной экологической катастрофы, но решать проблему, похоже, не спешат.

Мы выехали на место по просьбе жителей микрорайона “Асыл-Арман”, в котором проживают более 20 тысяч человек. Жилой комплекс от котлованов отделяет лишь дорога. Совсем близко находятся дома поселка Абай (15 тысяч жителей), школа. Вырос новый микрорайон “Алмасити”. Тут же пасется скот. Ограждений у гигантских ям глубиной 5-6 метров, кроме зарослей камыша, нет. Четыре из пяти под завязку заполнены отходами.

Из трубы льется пенящаяся жидкость. Запах такой, что заслезились глаза, запершило в горле, появилась тошнота. Подул ветер — и находиться на зловонной территории стало невыносимо. Спустя несколько часов першение в горле не прошло, разболелась голова.

— А мы дышим этой гадостью восемь лет! — печально говорит жительница “Асыл-Армана” Олеся СЕЛЮК. — Рано утром, поздно вечером закрываем окна, потому что задыхаемся от вони. Бывает, просыпаешься ночью от того, что нечем дышать. Привкус во рту неприятный. Люди болеют. Одни жалуются на головную боль, другие — на першение в горле и кожный зуд. После переезда в “Асыл-Арман” у меня обострилась аллергия, раньше такого не было.

Переписка страдающих от зловония жителей с госорганами длится восемь лет. По их просьбе аккредитованная лаборатория даже проводила замеры воздуха на территории ЖК. Выяснилось: асылармановцы дышали метаном, превышающим предельно допустимую концентрацию в 22 раза, аммиаком, которого в воздухе было выше нормы в 9 раз, сероводородом и сероуглеродом, превышающими ПДК в сотни раз…

Источником загрязнения стали выбросы фабрики по переработке макулатуры и производству картона — ТОО “Kagazy Recycling”. На сайте она позиционирует себя как спаситель миллионов деревьев от вырубки, запускает социальные экологические проекты с лозунгами “Забота о природе”.

Как следует из ответов госорганов, производство не раз штрафовали за нанесение ущерба окружающей среде. Люди дошли до суда, требовали остановить работу производства, но им отказали. По информации областного акимата, в 2018 году на собственные средства фабрика построила очистные сооружения. Жители припоминают, что после этого запах стал менее резким, но совсем не исчез.

У ТОО имеется проект “Нормативы предельно допустимых выбросов” с положительным заключением государственной экологической экспертизы и разрешением на эмиссии в окружающую среду со сроком действия до 31 декабря 2024 года. Есть и проект “Нормативы предельно допустимых сбросов” отводимых сточных вод на поля фильтрации с положительным заключением госэкспертизы и разрешением на эмиссии до 31 декабря 2027 года.

Но что именно сливается в чеки-отстойники на самом деле? Этот вопрос еще предстоит выяснить. Два года назад специалисты областного департамента экологии отобрали пробы жидкости из трубы на выходе из очистных сооружений. В результате было выявлено превышение предельно допустимых концентраций по взвешенным веществам. За нарушения требований экологического законодательства департамент наложил на ТОО штрафы, выдал предписание об устранении нарушений.

Смрад да и только! Кто травит жителей Карасайского района Алматинской области

Проведя собственное расследование, активисты обнаружили: к чекам-отстойникам подключены и отдельные дома частного сектора поселка Абай, административные корпуса. Они предполагают, что еще к ним присоединилась фармацевтическая фабрика по производству ветеринарных вакцин ТОО “Научно-производственное предприятие “Антиген”.

Мы позвонили главному инженеру “Антигена” Еркынбеку АХМЕТСАДЫКУ и поинтересовались, куда фабрика сбрасывает отходы. Ответ озадачил: якобы предприятие платит местной организации за сброс по канализационной трубе. Куда все попадает в конечном итоге, он не знает.

Жители “Асыл-Армана” вспоминают, что когда-то чиновники разработали проект по прокладке канализации в поселках Карасайского района. Он был частично выполнен, но до ума не доведен. Трубы закопали, однако по факту канализация не заработала. И никто к ней не подключился. Так куда же стекают отходы производителя вакцин? Вероятно, в те же чеки.

В ответе областного акимата двухлетней давности тоже упоминается о строительстве канализационных сетей протяженностью 23,9 километра от села Абай до Кольди в 2018-2019 годах. Сообщается, что они не переданы в доверительное управление, поскольку не имеют конечной врезки сброса. Люди сообщили: чтобы решить проблему, картонная фабрика подавала заявку на получение технических условий для подключения к канализационному коллектору ГКП “Алматы су”.

Официальный представитель этой организации Серик ШАГИРОВ так прокомментировал ситуацию:

— В 2022 году ТОО “Kagazy Recycling” получило обновленные технические условия для подключения к городской канализации. Заявителю необходимо выполнить технические условия в части доведения производственных стоков до нормативных значений для сброса в городскую канализацию, запроектировать и построить сеть от объекта до городских линий водоотведения.

То есть вопрос с картонной фабрикой решаемый. Местные жители требуют от властей закрыть все незаконные сливы в котлованы от частных домов и производственных баз.

Опасность вовсе не преувеличена! Зловоние от чеков — это еще полбеды. Тонны вредных веществ из отстойников уходят в почву, и есть вероятность, что верхние горизонты подземных источников воды загрязнены. А ведь близлежащие поселки Абай, Райымбек, Булакты, Иргели, микрорайон “Асыл-Арман” пользуются водой из подземных скважин, которых в районе сотни. Их глубина от 70 до 200 метров.

И потом, сточные котлованы находятся практически на территории города, в оживленном массиве, а это прямая угроза здоровью населения. И еще: если поднять сводку ЧС по стране, ежегодно в подобных “водоемах” тонут дети и даже взрослые. Ведь никаких предупреждающих табличек и ограждений здесь нет!

Елена КОЭМЕЦ, фото Андрея ХАЛИНА, «Время», Алматы

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь