В южной столице проходят мероприятия, посвящённые Дню города. Они продлятся целый месяц. Мы не стали оставаться в стороне и решили напомнить о «достижениях» южной столицы, которые желательно было бы исправить.
1. Алматы – единственный город в мире, в котором метро не подходит к вокзалам, автовокзалам и крупнейшим спортивным аренам, где оно больше всего необходимо. Станции подземки нет даже на самом оживленном перекрестке спального района (угол проспектов Абая и Алтынсарина). Трудно сказать, что этому больше помешало: строительство торгового центра или нерациональное проектирование. Название многих станций метро («Байконур», «Алмалы», «Алатау») никак не связано с городскими объектами, в районе которых они расположены, что затрудняет ориентирование.
2. Алматинское метро входит в число рекордсменов по долгострою и медленному развитию. С момента начала строительства (1988) до запуска первой линии (2011), состоящей из шести станций, прошло 23 года. С начала эксплуатации до сегодняшнего дня введено только четыре дополнительный остановки, то есть скорость развития составляет одну станцию в три года. К примеру, в Москве с 2011 по 2022 год было построено 69 станций (6-7 в год).
3. Алматы является мегаполисом, на центральном вокзале которого до сих пор нет перрона с высокими платформами вровень с вагонными дверями. Из-за этого пассажиры испытывают большие неудобства: им приходится подниматься и спускаться по крутой вагонной лестнице с тяжелым багажом. На вокзале нет даже подземного перехода к поездам. В связи с этим пассажиры вынуждены использовать надземный переход с высокой лестницей. Однако со второго пути нет выхода и на него, и пассажирам приходится обходить поезд, стоящий на первом пути. Невольно вспоминаешь определение «шайтан-арба», которое придумали Ильф и Петров после первой поездки в Алма-Ату на поезде.
4. Южная столица Казахстана – лидер в Центральной Азии по количеству велосипедных дорожек. При этом ни одна из них не проходит по главным улицам, соединяющим спальные районы с центром города, где они наиболее востребованы (улицы Толе-би, Джандосова, проспект Абая).
5. Алматы – единственный мегаполис, центральный автовокзал которого («Саяхат») сносили дважды. В 2008 году добротное историческое здание с колоритной часовой башней, построенное в 1967 году, разрушили ради строительства многоуровневой развязки и нового транспортного комплекса. Их так и не возвели. На месте автовокзала работал рынок, а транспортные функции выполняло построенное наскоро одноэтажное здание, расположенное ниже прежнего места по проспекту Суюнбая. Напротив него даже не оборудовали автобусную остановку, и пассажирам приходилось пешком отрабатывать изыски городского планирования. Также не было расписания и продажи билетов для многих маршрутов, например в Капчагай. Пассажиры просто отдавали деньги водителю. Но и временное здание в 2023 году снесли ради строительства коммерческой недвижимости. В итоге, беспризорные микроавтобусы, обслуживающие пригородные маршруты в северном и восточном направлениях, спустились еще ниже по проспекту Суюнбая и ютятся на обочине. Вряд ли работники алматинского акимата пользуются их услугами.
6. Алматы – единственная культурная столица в мире, где кинотеатры сносили ради строительства ресторанов Макдоналдса.
7. Мимо Алматы проходит магистральный газопровод из Узбекистана в Китай. При этом город в основном отапливается высокозольным углем и входит в число самых загрязненных городов Центральной Азии.
8. Город объявил о своей тысячелетней истории и при этом уничтожает архитектуру XIX и XX веков. В частности, в прошлом году иностранная компания, взявшая в управление аэропорт, несмотря на протесты горожан, снесла VIP-терминал. Он располагался в добротно сделанном историческом здании аэропорта 1947 года.
9. Каждый вечер на Алматы спускается горный бриз, но он не может полноценно очистить воздух из-за хаотичной многоэтажной застройки верхней части города. Несмотря на запрет высотного строительства выше проспекта Аль-Фараби, оно активно продолжается с его нижней стороны.
10. О пригородных электричках в ближайшие города-спутники – Каскелен, Талгар и Иссык приходится только мечтать, стоя в бесконечных пробках на подъездах к городу. В песне «Звезда по имени Солнце», которую Виктор Цой написал в 1987 году в Алма-Ате, есть строчка «Город в дорожной петле». Эта петля до сих пор не распутана.
Олег БЕЛОВ (Из газетных материалов)