ОБЩИЙ ЯЗЫК ИЛИ ПРАВИЛА ИГРЫ
Для понимания масштаба и степени ответственности вопроса попробуем перечислить основные проблемные особенности города Алматы.
И так это:
— загазованность, загрязнение воздуха;
— сейсмическая активность;
— ветровая пассивность (непроветриваемость);
— общий рельефный подъем в южном направлении;
— смена нескольких климатических зон в пределах города;
— миграционная активность в течении дня;
— растущий иммиграционный поток из республики и зарубежья;
— селеопасность;
— нарастающий водный дефицит;
— деградация, болезни компонентов озеленения;
— нехватка рекреационных садово-парковых объектов;
— транспортная перегрузка территории;
— отсутствие локального общегородского центра;
— деструктивная сверх плотная жилая застройка;
— изношенность инженерной инфраструктуры;
— дефицит объектов социальной инфраструктуры (детсады, школы и т.п.);
— необоснованная импровизация городской администрации в управлении
городскими процессами;
— узаконенная пассивность структур МЧС в строительстве
и благоустройстве;
— отсутствие систематического контроля в проектной и практической строительной и эксплуатационной деятельности;
— генеральные планы, которые традиционно нарушаются.
А теперь, на вскидку, вспомним структуры, потенциально призванные решать эти проблемы:
— городская администрация (о более высоких инстанциях умолчим);
— депутатский корпус;
— строительные компании;
— сан. эпид. службы;
— правоохранительные органы;
— все структуры МЧС (и конечно пожарники);
— практические службы озеленения и благоустройства;
— службы эксплуатации инженерной инфраструктуры;
— транспортные и логистические организации;
— социально-бытовой сервис;
— производственно-предпринимательский сектор;
— горожане, жители города (чуть не забыл) и т.п.
И это очень обобщенный перечень, полный список значительно шире.
Вспомним библейское предание о строительстве Вавилонской башни.
За гордыню всевышний наказал строителей (кстати с прошедшим праздником!) тем, что все они стали говорить на разных языках. Только этого оказалось достаточно, чтобы процесс строительства дальше не пошел. Участники перестали друг друга понимать. Библия мудрая книга!
Вот ровно то же самое происходит сегодня в жизни города Алматы. Все перечисленные выше участники городских процессов не связаны между собой общим понятным языком нормирования, а проблемы города не решаются во взаимной увязке, нет общих «правил игры». Причем в условиях конкретного «игрового поля».
Общереспубликанские Строительные нормы и Строительные правила (СН и СП) не учитывают уникальные особенности именно города Алматы.
Более того положения их декларативны, часто не конкретны и носят рекомендательный характер.
Заниженные требования «развязывают руки» застройщикам и недобросовестным чиновникам на вседозволенность. А гражданские активисты не могут обосновать отсутствующими нормативными документами свои, часто справедливые, претензии.
Что же делать?!
Необходимо разработать на профессиональной научно-исследовательской основе специальные (уникальные) строительные нормы и правила СНиП для города Алматы. Делать это нужно незамедлительно, чтобы скорее ввести их в действие, тем самым уменьшив ущерб, наносимый городу в сегодняшней ситуации. Ведь уже очевидно, что с существующим подходом к городским проблемам, чтобы разрушить город и «войны не нужно»!
И главное – можно ли считать генеральный план полноценным градоформирующим документом если в его основе не использованы специально сформулированные для конкретного города нормы и правила планировки и застройки.
Это, как если бы участники симфонического оркестра пытались импровизировать на сцене (кто во что горазд) в отсутствии общей нотной партитуры музыкального произведения, которую контролирует «дирижер».
Р.S. При этом очевидно, что структура научно-исследовательского института «Алматыгенплан» и создана для научно обоснованной разработки, и постоянного совершенствования СНиП для города Алматы, на основе мониторинга возникающих «вызовов».
Разработка потребует времени, ее нужно начинать вчера!
П. Савранчук, архитектор
Перечень основных причин, упущений и недостатков, практически охватывает определяющие значения, фактически патовое положение, в котором сегодня оказался Алматы, и в чем на самом деле необходимо разбираться, понимать, скажу больше, подвергнув тщательному пересмотру сегоднешних подходов. Однозначно, вести речь об устлйчивом развитии, зелёной архитектуре/градостроительстве не приходится. Их просто нет, ввиду замещения основополагающих значений в псевдоформах, сплошных интерпритациях урбанизации. И работы здесь, впревую очередь правового аспекта, законодательного характера, целостности и четкости относительно восстановления общественных, а не упрощенно гражданских, потребительских интересов тесно увязаны в едином переосмыслении, каким должен быть, стать, управляемый город, его среда.