Алматы застраивается очень быстро и очень бездумно. Что со временем непременно приведет к масштабной градостроительной и социальной катастрофе. А если вы не согласны с этими утверждениями — прочтите статью ниже. Она — о том, что алматинцев ждет в самом ближайшем будущем. Нас уверяют о якобы «неизбежности урбанизации как современного тренда» для Казахстана, и акцент на строительство «Человейников» — это самый оптимальный вариант не только для растущего города, но и для всех, нуждающихся в жилье. Но так ли это? Вот вам огромная копилка всего негатива, связанного с человейниками.
Человейник, тебе меня не сломить! Анализ жилья в мегаполисе
Вчера на них никто не обращал внимание, а сегодня они повсюду. Человейники атакуют! Официально они именуются ЖК эконом-класса, а по сути являются гигантскими бетонными коробками из дешевых материалов. Москва задает моду на уплотнительную застройку и возведение целых районов человейников. И вот уже из Питера, Новосибирска и других зон поражения раздается безысходное «понастроили тут». Как всегда, под ударом простой народ. В красной зоне риска — люди, созревшие для покупки или аренды квартир.
Что противопоставить диктату неконтролируемой застройки? Нужен открытый и удобный инструмент для анализа качества городской среды, отдельно взятых районов и домов. Под прицелом — не только плотность застройки, но и экология, уровень шума, доступность инфраструктуры и другие факторы, формирующие качество жизни в мегаполисе.
Человейники Гонконга. Интересно, можно ли будет сделать такую фотку в Москве лет через 30?
Негативного больше, чем позитивного
Мегаполисы России ( от редакции — и Казахстана) повторяют путь агломераций Китая, сросшихся в один большой человейник с убитой экологией. Однако китайское правительство спохватилось, признало проблему и пытается выровнять ситуацию. В то время как Москва с маниакальным упорством обрастает микрорайонами со сверхплотной застройкой сомнительного качества и отстутствием намеков на озеленение:
Типичный человейник заглядывает в окна кирпичного дома. Автор фотографии — Михаил Мельников.
Ультимативное лоббирование интересов застройщиков приводит к необычному эффекту. С одной стороны, качество жилья и состояние городской среды беспощадно проседают. С другой стороны это мало кого заботит вплоть до роковой ошибки с покупкой жилья, исправлять которую слишком дорого и не для всех осуществимо. Определенно, коррумпированность градостроительной политики — не самая горячая тема для обсуждения.
Из чего складывается качество жизни в мегаполисе
Насколько мегаполис комфортен для жизни и безопасен для здоровья, зависит от набора факторов городской среды. К большинству из этих факторов мы только примериваемся. Среди них:
- Уровень шума.
- Социальная инфраструктура.
- Транспортная инфраструктура.
Зато у нас уже готов расклад по двум ключевым факторам:
- Экология. Качество воздуха — на наш взгляд важнейший аспект экологии, влияющий на жизнь в городе. Поэтому в разделе «Экология» сейчас представлены два слоя: качество воздуха и источники загрязнения, среди которых ТЭЦ, заводы и водоочистные сооружения.
- Застройка. В этом разделе доступны два взаимодополняющих слоя: процент плотности застройки и процент застройки.
Так как пост посвящен человейникам, мы сфокусируем рассказ именно на застройке: чем чревата высокая плотность застройки, как мы ее измеряем и зачем нам вместо общепринятых своя модель для расчетов.
Плотность застройки
Плотность застройки характеризует интенсивность использования территории. Слишком плотная застройка таит ряд опасностей:
Огромная нагрузка на социальную и транспортную инфраструктуру. Несоразмерная концентрация жителей на клочке земли приводит к хайлоаду для близлежащих магазинов, парковок и дорог. А это очереди к лифтам, очереди за продуктами и пробки при подъезде к дому.
Хватит ли пропускной способности этой дороги, когда достроятся все 45 корпусов? Кстати, как на единственной полосе разъезжаться?
Нехватка солнечного света. Существует специальный ГОСТ о продолжительности инсоляции (естественного освещения) жилых помещений. Застройка «окна-в-окна» его игнорирует чуть более чем полностью:
Солнечные лучи попадают в этот двор и окна максимум на 40 минут в день. Фотография взята из прекрасного поста про питерский колодец-могильник.
Разрушение природной экосистемы. Сравните просторные зеленые дворы между кирпичными домами советской постройки и заставленные машинами бетонные каньоны новостроек. Березы или яблоневый садик под окнами? Забудьте.
Риски при возникновении ЧП. В случае пожара построенные впритык здания не дают проехать спасательной технике, а высокая этажность блокирует работу пожарных команд. Вишенка на многоэтажном торте: многие человейники в силу своей дешевизны попросту не оборудованы средствами пожаротушения.
Огромная плотность населения — безупречные условия для распространения пандемии. COVID-19 непрозрачно намекнул, что ряды высоченных человейников с одним супермаркетом на весь микрорайон — так себе идея.
А почему почти все человейники так пестро разукрашены? Вырвиглазные прямоугольники и полосы на стенах, корпуса контрастных цветов. Нет, не «эстетики» ради. Дело в том, что яркие вставки ломают визуальную целостность человейника. Как камуфляж. Грядки монолитных гигантских коробок давят на психику и угнетают гораздо мощнее, если они однотонные. Представьте, какое впечатление производили бы эти кварталы, будь они одноцветными:
Коробки в боевой раскраске. Обе фотографии взяты из блога фотографа, столкнувшегося с человейниками.
Некачественные человейники сегодня — это гетто и трущобы завтра. Те, кто может себе позволить вырваться из набитых под завязку многоэтажек — переезжают. Остаются асоциальные и наименее обеспеченные слои общества. Обстановка криминализируется, становится еще более отталкивающей для тех, кто имеет возможность выбора. Круг замыкается.
Справедливости ради стоит упомянуть и недостаток слишком разреженной застройки: подскакивают расходы на поддержание транспортной инфраструктуры и инженерных коммуникаций. Но как вы догадываетесь, Нерезиновой это не грозит.
Расчет плотности застройки
Плотность застройки города принято оценивать по двум параметрам:
Процент застройки — процентное соотношение площади зданий к общей площади участка, на котором они стоят.
Процент плотности застройки — процентное соотношение суммарной поэтажной площади зданий на участке к его площади.
В разных странах и городах исторически закрепились свои нюансы расчетов. Например, в Нью-Йорке площадь здания отмеряется от внутренних стен, а площадь участка берется строго по его границам. В Лондоне площадь здания меряется от наружных стен, а площадь участка захватывает половины улиц, окружающих участок. Во многих странах принято измерять плотность застройки в расчете на гектар земли (1 га = 10 000 м²), а в наших мегаполисах прижилось измерение в расчете на квартал. Площади кварталов могут отличаться в разы, и это привносит неразбериху.
С точки зрения оценки качества жизни ни один из перечисленных способов расчетов нас не устраивает. Они ориентированы на градостроителей и архитекторов, а не на людей, населяющих дома. Эти способы слишком огрубленные: если участок представляет собой пустырь с супер-плотной застройкой по центру, озвученные методы выведут среднее по больнице, и это, согласитесь, не интересно. Также они не учитывают множества граничных случаев. Допустим, один из участков зажат между несколькими соседними, а другой — стоит у парка. Эти способы не выявят разницу между их плотностью. Хотя понятно, что дом возле парка «застроен» менее плотно, чем дом, зажатый в кольцо соседей.
Уровень шума. По нашим наблюдениям это самый недооцененный параметр, выстреливающий в ногу при выборе жилья! У нас накопилось полно историй людей, не сталкивавшихся с проблемой шума ранее и поэтому не задумывавшихся о ней при покупке недвижимости. Они тратили свои средства на квартиру, в которой впоследствии не могли по-человечески спать и отдыхать. Мы готовимся построить модель распространения акустических волн с учетом разнообразных источников, препятствий и свойств местности.
Социальная инфраструктура: наличие в пешей доступности магазинов, школ, аптек и всякой всячины вплоть до бассейнов. К сожалению, для многих новых районов даже наличие поликлиники — недоступная роскошь.
Транспортная инфраструктура. Боль многих городов-сателлитов — в вечной пробке на единственной дороге между сателлитом и мегаполисом. А у многих микрорайонов проблемы с доступностью на общественном транспорте.
Под занавес: это не Гонконг, это Марфино. А вы бы хотели, чтобы мегаполисы Казахстана превратились в сплошной человейник?
https://habr.com/ru/articles/539584/ Публикуется с сокращениями.