Алматинские человейники. Нам мировой негативный опыт не указ?

0
1134

Алматы застраивается очень быстро и очень бездумно. Что со временем непременно приведет к масштабной градостроительной и социальной катастрофе. А если вы не согласны с этими утверждениями — прочтите статью ниже. Она — о том, что алматинцев ждет в самом ближайшем будущем. Нас уверяют о якобы «неизбежности урбанизации как современного тренда» для Казахстана, и акцент на строительство «Человейников» — это самый оптимальный вариант не только для растущего города, но и для всех, нуждающихся в жилье. Но так ли это? Вот вам огромная копилка всего негатива, связанного с человейниками.

Человейник, тебе меня не сломить! Анализ жилья в мегаполисе

Вчера на них никто не обращал внимание, а сегодня они повсюду. Человейники атакуют! Официально они именуются ЖК эконом-класса, а по сути являются гигантскими бетонными коробками из дешевых материалов. Москва задает моду на уплотнительную застройку и возведение целых районов человейников. И вот уже из Питера, Новосибирска и других зон поражения раздается безысходное «понастроили тут». Как всегда, под ударом простой народ. В красной зоне риска — люди, созревшие для покупки или аренды квартир.

Что противопоставить диктату неконтролируемой застройки? Нужен открытый и удобный инструмент для анализа качества городской среды, отдельно взятых районов и домов. Под прицелом — не только плотность застройки, но и экология, уровень шума, доступность инфраструктуры и другие факторы, формирующие качество жизни в мегаполисе.

Алматинские человейники. Нам мировой негативный опыт не указ?
Человейники Гонконга. Интересно, можно ли будет сделать такую фотку в Москве лет через 30?

Негативного больше, чем позитивного

Мегаполисы России ( от редакции — и Казахстана) повторяют путь агломераций Китая, сросшихся в один большой человейник с убитой экологией. Однако китайское правительство спохватилось, признало проблему и пытается выровнять ситуацию. В то время как Москва с маниакальным упорством обрастает микрорайонами со сверхплотной застройкой сомнительного качества и отстутствием намеков на озеленение:

Алматинские человейники. Нам мировой негативный опыт не указ?
Типичный человейник заглядывает в окна кирпичного дома. Автор фотографии — Михаил Мельников.

Ультимативное лоббирование интересов застройщиков приводит к необычному эффекту. С одной стороны, качество жилья и состояние городской среды беспощадно проседают. С другой стороны это мало кого заботит вплоть до роковой ошибки с покупкой жилья, исправлять которую слишком дорого и не для всех осуществимо. Определенно, коррумпированность градостроительной политики — не самая горячая тема для обсуждения.


Из чего складывается качество жизни в мегаполисе

Насколько мегаполис комфортен для жизни и безопасен для здоровья, зависит от набора факторов городской среды. К большинству из этих факторов мы только примериваемся. Среди них:

  • Уровень шума.
  • Социальная инфраструктура.
  • Транспортная инфраструктура.

Зато у нас уже готов расклад по двум ключевым факторам:

  • Экология. Качество воздуха — на наш взгляд важнейший аспект экологии, влияющий на жизнь в городе. Поэтому в разделе «Экология» сейчас представлены два слоя: качество воздуха и источники загрязнения, среди которых ТЭЦ, заводы и водоочистные сооружения.
  • Застройка. В этом разделе доступны два взаимодополняющих слоя: процент плотности застройки и процент застройки.

Так как пост посвящен человейникам, мы сфокусируем рассказ именно на застройке: чем чревата высокая плотность застройки, как мы ее измеряем и зачем нам вместо общепринятых своя модель для расчетов.

Плотность застройки

Плотность застройки характеризует интенсивность использования территории. Слишком плотная застройка таит ряд опасностей:

Огромная нагрузка на социальную и транспортную инфраструктуру. Несоразмерная концентрация жителей на клочке земли приводит к хайлоаду для близлежащих магазинов, парковок и дорог. А это очереди к лифтам, очереди за продуктами и пробки при подъезде к дому.

Алматинские человейники. Нам мировой негативный опыт не указ?
Хватит ли пропускной способности этой дороги, когда достроятся все 45 корпусов? Кстати, как на единственной полосе разъезжаться?

Нехватка солнечного света. Существует специальный ГОСТ о продолжительности инсоляции (естественного освещения) жилых помещений. Застройка «окна-в-окна» его игнорирует чуть более чем полностью:

Алматинские человейники. Нам мировой негативный опыт не указ?
Солнечные лучи попадают в этот двор и окна максимум на 40 минут в день. Фотография взята из прекрасного поста про питерский колодец-могильник.

Разрушение природной экосистемы. Сравните просторные зеленые дворы между кирпичными домами советской постройки и заставленные машинами бетонные каньоны новостроек. Березы или яблоневый садик под окнами? Забудьте.

Риски при возникновении ЧП. В случае пожара построенные впритык здания не дают проехать спасательной технике, а высокая этажность блокирует работу пожарных команд. Вишенка на многоэтажном торте: многие человейники в силу своей дешевизны попросту не оборудованы средствами пожаротушения.

Огромная плотность населения — безупречные условия для распространения пандемии. COVID-19 непрозрачно намекнул, что ряды высоченных человейников с одним супермаркетом на весь микрорайон — так себе идея.

А почему почти все человейники так пестро разукрашены? Вырвиглазные прямоугольники и полосы на стенах, корпуса контрастных цветов. Нет, не «эстетики» ради. Дело в том, что яркие вставки ломают визуальную целостность человейника. Как камуфляж. Грядки монолитных гигантских коробок давят на психику и угнетают гораздо мощнее, если они однотонные. Представьте, какое впечатление производили бы эти кварталы, будь они одноцветными:

Алматинские человейники. Нам мировой негативный опыт не указ?

Алматинские человейники. Нам мировой негативный опыт не указ?
Коробки в боевой раскраске. Обе фотографии взяты из блога фотографа, столкнувшегося с человейниками.

Некачественные человейники сегодня — это гетто и трущобы завтра. Те, кто может себе позволить вырваться из набитых под завязку многоэтажек — переезжают. Остаются асоциальные и наименее обеспеченные слои общества. Обстановка криминализируется, становится еще более отталкивающей для тех, кто имеет возможность выбора. Круг замыкается.

Справедливости ради стоит упомянуть и недостаток слишком разреженной застройки: подскакивают расходы на поддержание транспортной инфраструктуры и инженерных коммуникаций. Но как вы догадываетесь, Нерезиновой это не грозит.

Расчет плотности застройки

Плотность застройки города принято оценивать по двум параметрам:

Процент застройки — процентное соотношение площади зданий к общей площади участка, на котором они стоят.

Процент плотности застройки — процентное соотношение суммарной поэтажной площади зданий на участке к его площади.

В разных странах и городах исторически закрепились свои нюансы расчетов. Например, в Нью-Йорке площадь здания отмеряется от внутренних стен, а площадь участка берется строго по его границам. В Лондоне площадь здания меряется от наружных стен, а площадь участка захватывает половины улиц, окружающих участок. Во многих странах принято измерять плотность застройки в расчете на гектар земли (1 га = 10 000 м²), а в наших мегаполисах прижилось измерение в расчете на квартал. Площади кварталов могут отличаться в разы, и это привносит неразбериху.

С точки зрения оценки качества жизни ни один из перечисленных способов расчетов нас не устраивает. Они ориентированы на градостроителей и архитекторов, а не на людей, населяющих дома. Эти способы слишком огрубленные: если участок представляет собой пустырь с супер-плотной застройкой по центру, озвученные методы выведут среднее по больнице, и это, согласитесь, не интересно. Также они не учитывают множества граничных случаев. Допустим, один из участков зажат между несколькими соседними, а другой — стоит у парка. Эти способы не выявят разницу между их плотностью. Хотя понятно, что дом возле парка «застроен» менее плотно, чем дом, зажатый в кольцо соседей.

Уровень шума. По нашим наблюдениям это самый недооцененный параметр, выстреливающий в ногу при выборе жилья! У нас накопилось полно историй людей, не сталкивавшихся с проблемой шума ранее и поэтому не задумывавшихся о ней при покупке недвижимости. Они тратили свои средства на квартиру, в которой впоследствии не могли по-человечески спать и отдыхать. Мы готовимся построить модель распространения акустических волн с учетом разнообразных источников, препятствий и свойств местности.

Социальная инфраструктура: наличие в пешей доступности магазинов, школ, аптек и всякой всячины вплоть до бассейнов. К сожалению, для многих новых районов даже наличие поликлиники — недоступная роскошь.

Транспортная инфраструктура. Боль многих городов-сателлитов — в вечной пробке на единственной дороге между сателлитом и мегаполисом. А у многих микрорайонов проблемы с доступностью на общественном транспорте.

Алматинские человейники. Нам мировой негативный опыт не указ?
Под занавес: это не Гонконг, это Марфино. А вы бы хотели, чтобы мегаполисы Казахстана превратились в сплошной человейник?

https://habr.com/ru/articles/539584/ Публикуется с сокращениями.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь